— Отец был лучшим иллюзионистом мира, — вспоминает Эмиль Эмильевич, — все на него ориентировались. Его отличало не только техническое совершенство, но и выдающийся артистизм...
— Что, несомненно, важнее.
— Первое дело! Он тем и стал выделяться среди прочих: первым пригласил в аттракцион режиссеров, композиторов, авторов — для создания не просто фокуса, но произведения искусства. Это разница. Считаю, что я и мой брат (ушедший из жизни Игорь Кио. — Я.С.) достойно продолжили дело отца (пусть и работая порознь): у нас были сплошные аншлаги.
— А как вы относились к той практике, что на телевидении и в Интернете часть фокусов разоблачается?
— В СССР первым начал разоблачать еще фокусник Алли-Вад Вадимов в своих книгах. В том числе нас разоблачал, но это не сказалось на сборах совершенно. Ведь главное не разгадка фокуса, а как его показывать, чтобы увлечь волшебством всех...
Но если Эмиль Эмильевич — второе колено в династии, то его супруга Иоланта Ольховикова — артистка в 6-м поколении: династия начинается с прабабушки-немки и ее мужа, знаменитого Бескоровайного, который был хозяином цирка в Керчи и немаленькой труппы по тем временам. Потом цирк сгорел, стали ездить по разным городам. Что интересно, у Бескоровайного в Феодосии начинал сам Иван Поддубный...
— Прабабушка была очень сильной женщиной, — рассказывает Иоланта Николаевна, — мало того что родила четверых дочерей и двух сыновей, так еще и стала одной из первых русских дрессировщиц львов (плюс выделывала невероятные трюки на лошадях)... Следующее поколение — мои дедушка (псевдоним Океанов) с бабушкой — тоже имело свою труппу, так вот сегодня совершенно неожиданно нашли одного из учеников деда, ему самому уже под 80 лет, но, слава богу, жив-здоров.
...Все цирковые помнят и Николая Ольховикова — потрясающего жонглера на лошади и одновременно... оперного певца, случай уникальный. Он в самом деле учился в консерватории у профессора Мигая, с успехом пел ключевые партии в «Евгении Онегине», в «Царской невесте», потом, однако, все-таки потянуло к своим лошадям. Уникум: в сильнейшем трюке «Русская тройка» вообще выступал как акробат на гнедых. Да еще и пел... одно жаль — умер в 65 лет, номер рассыпался.
— А мама моя с 6 лет была артисткой, — продолжает Иоланта, — отработала все жанры — на проволоке, акробатом, потом с собаками... Позже я подключилась, у меня единственной был потрясающий номер с 25 попугаями, которые разговаривали и поднимали меня наверх... А потом у нас с Игорем Кио родилась дочь Виктория, продолжила династию, работая с морскими львами, с попугаями. Затем мы с Игорем расстались, и через 6 лет я вышла замуж за его брата Эмиля.
— Как так получается, — спрашиваю у Иоланты, — что у цирковых так сильна династийность?
— Так ведь цирк — такая зараза, что никто не может устоять... Скажу точно, что до шальных 90-х мало какой ребенок уходил из цирка в иные профессии. А с наступлением нового времени многие стали разъезжаться кто куда. Был заметен спад. Мы вон даже в 1992-м на 15 лет уехали в Японию...
— И ваши внуки не подхватили традиции Кио...
— Игорь и Никита пока вне цирка. Игорь пошел работать в кино исполнительным продюсером... Да, хотели ему передать, даже назвали Игорем в честь дедушки, но, к сожалению, это его вовремя не захватило. Впрочем, сейчас он хочет писать сценарии о цирке. А Никите еще 12 лет, маленький. Хотя на детских утренниках фокусы с успехом показывал...
Вопрос к Эмилю Эмильевичу:
— Есть ли надежда, что династия Кио все-таки будет продолжена?
— Брат мой не передал. А я собираюсь какому-нибудь иллюзионисту...
— Одно время фигурировала фамилия Саркисяна...
— Вот с ним и веду разговоры (тем более что главк (Росгосцирк) этого хочет). Идея такая, чтобы он выступал под вывеской «Иллюзионный аттракцион Эмиля Кио в исполнении Саркисяна», ему и передам свои лучшие номера. Надеюсь, главк поддержит, выделит деньги.
— Да, но когда?
— Это стоит в плане на 2012-й, — объясняет Иоланта, — в начале года Эмиль должен будет подписать все документы — это прежде всего регистрация бренда Кио, закрепленная за нашей семьей, а тут выясняется, что много всего существует еще, как, например, «кондитерские изделия оптом».
— Увы, сегодня в цирках не так уж много иллюзионных номеров...
— Они очень маленькие, буквально 1–2 человека: муж и жена, — говорит Эмиль Эмильевич, — иллюзионных аттракционов нет вообще. Ведь, например, в нашем аттракционе было около 30 человек. То есть на манеже неожиданно появлялась пара дюжин народа, да еще различные животные — от львов до голубей. Сейчас, увы, ничего... Потому что большой состав невыгоден циркам. А зрители страдают. Вон Саркисян как работает — он, жена и подруга жены.
— Но дело возрождать, — подхватывает Иоланта. — Ведь цирк без фамилий Кио, Карандаша, Попова, Никулина, Бугримовой не может существовать. Сейчас-то нет таких имен, что были прежде и составляли гордость советского цирка. Раскрутили себя только братья Запашные...