В фойе обновленного Большого театра можно было встретить бывших руководителей городского стройкомплекса с женами и многочисленными домочадцами, глав компаний, принимавших участие в реконструкции, московских парламентариев и действующих членов столичного правительства. Со всех сторон раздавались поздравления и слова, которые недавно здесь же произнес Дмитрий Медведев: «Фантастика, просто фантастика!»
Рядовые посетители в первую очередь обращали внимание на обилие золота и света, а также на наличие лифтовых шахт, связавших все семь этажей здания.
В программу гала-концерта, который авторы решили посвятить истории здания театра, вошли произведения русской классической музыки и основные «хиты» Большого — половецкие пляски, ария из «Пиковой дамы», сцена из «Лебединого озера» и т.д. Их исполнил оркестр ГАБТа, обосновавшийся в увеличенной за счет зрительного зала оркестровой яме: теперь она может вмещать до 130 человек. Каждая смена музыки и декораций анонсировалась на архитектурном портале сцены. Так, гости узнали, что им показали отрывки из балета «Спартак» в постановке 1968 года, оперы «Князь Игорь» 1953 года, оперы «Иван Сусанин» 1945 года, балета «Пламя Парижа» 2008 года.
Дирекция театра честно предупредила, что на репетиции возможны различные накладки, а также технологические перерывы продолжительностью 3–5 минут. Кроме того, в зале до сих пор продолжается настройка акустических систем: возможно, именно поэтому не все исполнители оперных арий прозвучали так, как должны будут прозвучать 28 октября. К этому дню программа гала-концерта практически не изменится. Правда, в честь торжественного открытия на сцену театра, помимо артистов труппы, выйдут звезды оперы — Пласидо Доминго, Дмитрий Хворостовский, Натали Дессей и Виолетта Урмана. Билеты на гала-концерт не продаются, приглашать гостей будет сам президент и его администрация. Что касается рядовых москвичей, то для них планируется установить видеоэкраны и организовать прямую трансляцию по одному из федеральных телеканалов.
■ ■ ■
Локальный скандал, возникший в Большом театре перед самым началом концерта, похоже, развивается и дальше. Музыкальный критик Мария Бабалова, которую без объяснения причин публично заставили покинуть зал, намерена обратиться в Генеральную прокуратуру. «МК» выяснил у нее подробности случившегося.
— Я пришла в Большой театр, у меня был билет — 5-й ряд, 3-е место. Причем я сказала пресс-секретарю ГАБТ Екатерине Новиковой, что нахожусь здесь как частное лицо и ничего писать не буду, — рассказала «МК» Мария Бабалова. — Однако после того, как генеральный директор г-н Иксанов произнес подобающие случаю торжественные слова, пресс-секретарь объявила в микрофон, что мероприятие закрыто для прессы. Почему оно закрыто, если на нем присутствовали телеканалы, осталось неясным для меня. Но назвали мою фамилию и попросили покинуть зал. Ко мне подошли охранники и пресс-секретарь.
После нескольких минут препирательств, когда Новикова увидела, что я не собираюсь покидать свое законное место, попросила охранников меня вывести, и двое буквально вынесли меня из партера.Уже за дверями я показала охранникам свой билет, и они недоумевали, почему такое распоряжение получили. Тогда я набрала на мобильном телефон службы спасения 0911 и сообщила, что у меня с охраной Большого театра произошел инцидент и я прошу прислать наряд «скорой помощи» и полиции. В это время появился, очевидно, старший в охране и попросил меня не трогать. Через несколько минут я опять сидела в зале.
— Мария, вы знали, что этот концерт для прессы закрыт?
— Я знала, поэтому, повторяю еще раз, пришла как частное лицо. Мое личное мнение, что это было инсценировано режиссером концерта Дмитрием Черняковым, который увидел меня в зале. И эта выходка вполне в его натуре: он любит нагнетать секретность вокруг своих будущих постановок, часто не выдерживающих критики. Он что думал, что я буду писать о том, что на концерте для строителей вместо Хворостовского пел Андрей Григорьев? А вместо Пласидо Доминго — Бадри Майсурадзе?
— Такая замена на репетиции вполне нормальна, так как дорогостоящие звезды мировой оперы не могут приезжать и на репетицию, и на концерт. Что ж тут такого?
— Вот и я считаю, что это нормально, а все остальное — какой-то бред. Но что получается? Если я как частное лицо, имеющее билет в Большой театр, сталкиваюсь с таким отношением, то никто из публики тоже не может быть гарантирован от подобных действий.
— Вы оставляете обиду на уровне эмоций или предпримете какие-то действия?
— Если до конца недели мне лично не будут принесены извинения и еще извинения не будут опубликованы на сайте сроком до 2 ноября (поскольку оскорбление было публичным), то я намерена подать заявление в Генеральную прокуратуру о нанесении мне побоев и рукоприкладстве со стороны охраны Большого театра и самоуправстве администрации. А также гражданский иск о возмещении морального ущерба. Я обратилась в травмпункт по месту жительства, документы уже находятся у моего адвоката. Зафиксированы синяки и царапины. Понимаете, меня вынесли из зала, как какой-то предмет.
— В какую же сумму вы определяете ущерб?
— В 1 рубль. Такую сумму я определяю потому, что в случае решения суда в мою пользу администрация будет платить не из своего кармана, а из бюджета. Значит, из средств налогоплательщиков.
Отдел культуры.
Материалы по теме: