Шутки о том, что «Новая Волна», собственно, и придумана для того, чтобы Игорь Яковлевич отмечал свой день рождения в максимально праздничной обстановке и окружении, не новы, их с удовольствием повторяют из года в год. Кажется, никто и не против такого креативного синтеза «личного и общественного». Вот и «МК» поспешил ко дню рождения г-на Крутого с подарком — наградой церемонии ZD Awards. Призы будут торжественно вручены в прямом эфире маэстро Крутому и французской диве Ларе Фабиан. Их совместный проект «Мадемуазель Живаго» еще в январе был признан читателями «МК» «Лучшим дуэтом года». Наконец награда найдет своих героев!
«Этот приз немного необычен, — признался г-н Крутой, — поскольку наша работа с Ларой все-таки выходит за рамки понятия „дуэт года“, это большой продюсерский проект, но все равно приятно. Я выступал как композитор и продюсер, она пела, но теперь, чтобы оправдать „звание“, придется, видимо, мне еще и спеть с Ларой». Осуществит ли свое намерение г-н Крутой на завтрашнем концерте, пока неизвестно, однако торжественность момента в любом случае гарантирована.
Еще одну «торжественность момента» попытались испытать вчера журналисты и любопытствующие, собравшиеся ранним утром у входа в зал «Дзинтари», куда для репетиции творческого вечера Александра Зацепина должна была прибыть Алла Пугачева. Решили, что Примадонна специально назначила раннее время, чтобы избежать излишнего внимания (не иначе как задумала что!), поэтому понабежало пол-Юрмалы. Гадали, не собирается ли все-таки спеть по такому случаю? Ведь Зацепин был одним из авторов, «открывавших» в далекие 70-е Пугачеву для страны и народа.
Однако вместо Аллы в пустом зале появилась адъютант ее превосходительства Елена Чупракова, ехидно оглядела взволнованную общественность и молвила: «Алла Борисовна расстроена, что никого нет, и поэтому не приедет». «Как — нет! А мы?» — заскулили папарацци, но адъютантши уже и след простыл…
Конкурсанты, в свою очередь, использовали «day off» не только, чтобы отточить последние штрихи перед финальным туром, но и слегка поразвлечься. На шумной ночной вечеринке в рижском клубе с говорящим названием «69» они выбирали из своих рядов самых sexy — мистера и мисс. Самыми сексуальными оказались фавориты конкурса — американец Джейден Фелдер и украинка Маша Собко. Вот такие, понимаешь, мастера и на все руки, и на все ноги… К финальному туру в тройку лидеров ворвались и участницы из России, девичья группа N.A.O.M.I., состоящая из участниц прежде известной группы A-Sortie (о них вчера рассказывалось в «ЗД»). Это обстоятельство порадовало члена жюри певицу Валерию, признавшуюся в интервью «МК», что «наконец-то и Россия выставила на „Новой Волне“ ярких исполнителей».
В свою очередь, сама Валерия показала в Юрмале, пожалуй, один из самых ярких и самобытных «гостевых» номеров, выступив под аккомпанемент культового югослава Горана Бреговича с поп-этнической песней «Юрьев день» — русской версией его всемирно известного мегахита Eder Lady. Г-н Брегович крайне похвально отозвался о Валерии и ее талантах, а в частной беседе с «МК» с досадой вспомнил недавнюю историю о том, как увидел в Москве «Бурановских Бабушек», впечатлился ими и сочинил для них песню, которую предлагал отправить на «Евровидение». Однако изыскам изящной world music у нас предпочли безликую псевдомодность в стиле бум-бум «Get You» с соответствующим, стало быть, результатом. Зато умная Валерия своего шанса не упустила:
— Это произошло совершенно неожиданно для меня, — рассказала она «МК», — было лестно, когда на меня вышел менеджмент Горана и сообщил, что у него возникло желание поработать со мной. Спросили — согласна ли я? Я даже удивилась. Конечно, согласна!
— А где же он тебя видел?
— Не знаю, где он меня видел. В Интернете, может, где-то. Потом он приехал в Москву, мы обсуждали тонкости аранжировки, как должна выглядеть и звучать песня. Надо было найти правильный образ. Когда мне прислали подстрочный перевод, я поняла, что он никуда не укладывается, абсолютная абракадабра, и слушатели даже не поймут, о чем речь. Я не первый раз пишу тексты, но всегда немножко сомневаюсь. Но делать было нечего, взяла и написала. Вроде получилось. Честно говоря, от этой работы я получила огромное удовольствие.
— Брегович предсказуем, у тебя же появились новые краски. Этника на Балканах — органичная часть музыкальной культуры, а у нас больше экзотика. Почему в России эти пласты практически не соприкасаются?
— Моим самым любимым предметом в институте было именно народное творчество. Мы изучали песни, собранные этнографическими экспедициями в разных областях и регионах России. Они были совершенно разные по тематике, по подаче. Это безумно интересно, это огромный культурный пласт, который, к сожалению, действительно подзабыт, а у многих людей представление о народной музыке связано только с частушками. У нас места для этники почти нет. Вот мы записали эту песню. А на каком радио ее крутить? Хотя world music пользуется спросом и очень популярна во всем мире. Мне кажется, здесь присутствует недомыслие или отсутствует желание у тех, кто формирует в радиоэфире музыкальную политику. Есть место для джаза, классики, рока, попа, диско, а для этники почти нет. В этом плане телевидение гораздо гибче, чем радио, как ни удивительно.
— Как тебе эта история с несостоявшейся песней Бреговича для «Бурановских Бабушек» для «Евровидения», которую завернули?
— Я была в шоке, когда узнала. Ему сказали: мол, пришлите, а мы посмотрим. Нормально? Типа, пионер он такой, на побегушках. В итоге проект не состоялся, а песня была очень интересная. Кажется, ее теперь итальянцы купили за большие деньги для гимна какого-то спортивного клуба. Уверена, что на «Евровидении» она бы стала «бомбой», не осталась бы незамеченной, сто процентов! Песня Бреговича в исполнении такого супероригинального коллектива! Такого там никогда еще не было! Считаю, что это, конечно, упущенный шанс. Увы! В последние годы, к сожалению, таких упущенных шансов становится все больше.
— Почему? Непрофессионализм «ответственных товарищей»?
— Думаю, больше корпоративный эгоизм, в угоду которому жертвуют даже национальными интересами.
— Как тебе сидится в жюри «Новой Волны»? Не скучно без Баскова?
— Стараемся сами себя веселить как можем. Если серьезно, то могу сказать, что состав участников в этом году очень сильный. Впрочем, впереди еще один тур. Надеюсь, не разочаруюсь, когда они начнут исполнять свои песни, чужие-то всегда легче. Но я уже наставила столько высших баллов, что сама удивилась себе. Например, этот парень из Америки — он же лучше, чем Babyface! Как ему было не поставить высший бал! Он готовый артист, очень профессиональный. Но душа, честно говоря, на него не отозвалась, хотя все было безупречно. А Маша Собко из Украины тронула — и вокально все очень точно, и столько души она в свои номера вложила. Понравились Андрей Grizz-Lee и N.A.O.M. I. Наконец-то Россия выставила на «Новой Волне» крепких исполнителей.
— Могут ли, на твой взгляд, в финальном туре случиться сюрпризы в группе фаворитов?
— Все возможно, учитывая, насколько самобытны и профессиональны многие участники.
Юрмала