Механика такая. Бросают клич всем желающим студентам до 30 лет — из них выбирают дюжину. Та садится и на протяжении двух недель под чутким руководством маэстро творит свои шедевры для четко выбранных групп инструментов, где преобладает, кстати, флейта… В этом году в качестве корифеев позвали профессора Музыкального университета в Граце Пьерлуиджи Биллоне и композитора Франка Бедросяна. Затем все творения будут исполнены Московским ансамблем современной музыки в Чайковском, Перми и в Москве.
— А почему Чайковский? Слышал, жуткий город — промышленный и хулиганистый.
— Подобные мероприятия во всем мире идут не в столицах (Дармштадт в Германии, Грац в Австрии, Апельдорн в Голландии, Руайомон во Франции). Согласитесь, лучше ассоциироваться с композиторской академией, чем со стандартными для абсолютного большинства российских городов характеристиками: «жуткий», «промышленный», «хулиганистый»…
— Почему возраст до 30? А если человек только-только пробуждается?
— В мировой практике композитор считается молодым до 35 лет. Ничто не мешает ему пробудиться и позже. Другое дело, я таких примеров не знаю.
— И все-таки смысл? Какие такие секреты могут передать мэтры, что у молодых вырастут крылья?
— Вырастут ли у кого-то крылья — посмотрим. Лично для меня в свое время подобные мероприятия оказались крайне необходимыми. Современная музыка — целая философия, исследующая пороги человеческого восприятия, оперирующая человеческими предпочтениями, стереотипами, ожиданиями. Поле современной музыки в мире широко и активно. В одном Амстердаме порядка 20 коллективов, специализирующ ихся на новой музыке. Или в Берлине насыщенность новомузыкальной жизни (не менее 3 событий в день) также мешает задумываться о конце времени композиторов.
— Но в России иная ситуация!
— Конечно. До недавнего времени на всю страну было 3 ансамбля новой музыки. Заказов не дают — просто нет таких институций. Все фестивали существуют в абсолютном безденежье под угрозой срыва. Но нельзя же транслировать локальную ситуацию на вид искусства в целом. Сдвиги наметились: проект «Платформа» на «Винзаводе» с активным участием новой музыки (для проекта заказано порядка 10 новых сочинений), проект Центра современной музыки «Россия глазами европейцев, Европа глазами россиян» — 18 заказанных сочинений. Теперь наша академия…