Напомню, что еще год назад сеньор Дуато покинул труппу, которую возглавлял 20 лет, и сделался худруком Михайловского театра в Петербурге. Вместе с его уходом по окончании московских гастролей компания лишается права танцевать его хореографию. Так что извлеченные из запасников лучшие творения испанца в аутентичном исполнении мы видим в последний раз.
В первую программу вошли две двадцатиминутные одноактовки хореографа. Балет “Arcangelo” назван так по имени итальянского скрипача и композитора XVII века Арканджело Корелли, музыка которого вместе с музыкой Скарлатти в балете и использовалась. В песочно-золотом сиянии декораций затянутые в полупрозрачное трико, создающее иллюзию кожи, испанские танцовщики сумели достигнуть чистой гармонии и небывалого слияния с музыкой. Смотреть такое полезно и в лечебно-профилактических целях: заменяет курс релаксации.
Балет “Gnava”, несмотря на то что создан относительно недавно (в 2007 году), уже получил международную известность и по праву принадлежит к дуатовской классике. Прошедший школу Бежара (он учился в бежаровской “Мудре”), испанец хорошо усвоил уроки мастера. В бежаровской манере, используя восточные этнографические мотивы и свободно переплетая орнаментальную арабскую вязь с модерновой техникой, хореограф чередует массовые сцены с дуэтами дивной красоты. Утрата такой хореографии нанесет испанской компании невосполнимый урон. Чтобы сохранить труппу, нынешний худрук Эрве Палито (впрочем, в сентябре он покинет компанию, передав руководство вышедшему на пенсию Хосе Мартинезу, экс-этуали Парижской оперы) начал приглашать в бывший авторский коллектив молодых, но перспективных хореографов. Так, в первой программе Национальный театр танца показал эксцентричный балет шведского хореографа Александра Экмана “Flockwork”.
В самом названии, подразумевающем движение без цели, отражен замысел, претендующий на “зеркальное отражение различных общественных систем и людских масс, всегда стремящихся в чем-нибудь принять участие”. По сцене, издавая нечленораздельные звуки, будто на соревнованиях по спортивной ходьбе из угла в угол, слоняются группы танцовщиков. В качестве декорации хореограф использует подвешенные на веревках баки с водой, три длинных стола и видеоинсталляцию, активно вовлекая все это в происходящее. Спонтанные ситуации возникают главным образом вокруг столов. По ним, под ними и вокруг них нарочито нелепо передвигаются танцовщики, на головы которых в довершение всего из продырявленных баков льются струи воды. Хорошо принятый пустячок с использованием эксцентрики и даже клоунады вызывает непосредственную реакцию публики и может быть и забавен, но на соседство с хореографией Дуато никак не тянет.
Материалы по теме: