Мифологические кентавры, гигантские улитки, диковинные бабочки — и все это не во сне, а наяву, — так можно вкратце охарактеризовать необычное представление, прошедшее в Театриуме на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой. Фантасмагория характерна для всего творчества Мозеса Пендлтона — постановщика спектакля и худрука труппы, состоящей из 10 уникальных артистов: не только танцоров, но одновременно еще и высококлассных цирковых гимнастов и акробатов. Пытаясь обновить танец за счет спорта и акробатики, экспериментатор нашел источник для своих хореографических опытов. Все это проявилось в созданной вместе с единомышленниками Пендлтона — студентами Дартмуртского университета — в начале 70-х годов группе “Пилоболус”, а несколько позже и в другом его проекте под названием “Момикс”.
Это загадочное слово — не просто название молока, которым хореограф, судя по его рассказам, в детстве поил телят на отцовской ферме. Тут зашифровано и имя: собственное, а заодно и библейского пророка (“Мо”, от Моисея, или Мозеса, и “микс” — “смесь”). Впрочем, главное — не столько невиданные акробатические фокусы, сколь создание причудливых образов, многие из которых иллюзионист черпал, “наблюдая за сменой времен года в Новой Англии: цветы распускаются, чтобы дать семя и умереть”. Как раз с цветка все и начинается. С цветения розы, высвеченной на заднике, — белой в первом отделении и красной во втором. Она распускается и одурманивает своим кажущимся запахом. Следом возникают видения, которые подчас с трудом поддаются описанию словами: какое-то огромное существо, похожее на диковинную медузу или гриб, под которым танцуют артисты; скелет кого-то доисторического животного, слегка напоминающего носорога, будто сошел с картины Дали и везет на себе, как бык Европу, красивую девушку…
Все на самом деле просто и сложно одновременно. Для создания этих иллюзий Пендлтон использует всевозможные ухищрения: оригинальные декорации, уникальные материалы и костюмы Феба Кацина, стробоскопические, мультимедийные и световые эффекты. Например, скелет доисторического чудовища — обыкновенная кукла, созданная Майклом Карри и надетая на двух танцовщиков в черном трико. То же с медузой, улиткой и другими диковинками. А кентавр — два сцепившихся артиста, один из которых изображает переднюю, другой заднюю часть мифологического животного. Свет же, кстати, придумывали Джошуа Старбук и сам Пендлтон. Но главным образом все замешено на волшебной пластике артистов. Их уникальные натренированные тела, ловкость, умение двигаться и выполнять сложные акробатические элементы и обеспечили шоу Пендлтона нешуточный успех.