Напротив, это вдумчивая история пожилого уже мужчины (Карлос Альварес-Новоа получил свой актерский приз), потерявшего жену и отправившегося в путешествие в небольшой французский город, в котором во время Второй мировой войны располагался концлагерь. Представляя свой фильм, Мораис предупредил, что собирается показать правду о войне, которую до сих пор предпочитают замалчивать в Испании. А также отметил, что русская культура сыграла важную роль в становлении его как личности, “особенно Сергей Эйзенштейн, Андрей Тарковский и маршал Жуков”.
Что же до главной российской надежды — фильма “Шапито-шоу”, то она оправдалась сполна. В зале во время церемонии присутствовала внушительная часть еще более внушительной съемочной группы Сергея Лобана. Они так живо реагировали на процесс раздачи наград, будто смотрели в этот момент бой Кличко и Хэя, провожая гневными жестами и недовольным гулом каждый приз, уходящий на сторону. И устроили настоящее шоу на галерке, когда Джеральдина Чаплин объявила со сцены, что их фильм удостоен Гран-при жюри. Дочь великого комика вручила Лобану не только приз, но и свою визитку, сопроводив ее комментарием:
— Звоните, я хочу у вас сниматься. И не надо смотреть на мой возраст!
Режиссер остался верен себе: поблагодарил председателя жюри, всех, кто помогал ему в работе над картиной, включая тех, кто “уже на небесах”. И ясно дал понять:
— Шоу будет продолжаться!
Шоу продолжала великолепная Хелен Миррен, урожденная Елена Миронова, под звук шотландских волынок получившая в этот вечер почетный приз имени Станиславского “Я — верю!”. Королева английской актерской сцены, которая, как и предсказывал “МК”, не уехала из Москвы с пустыми руками, очаровала всех шикарным лиловым платьем и отличным чувством юмора:
— Вы же знаете, я наполовину русская. Так вот я всегда говорю, что русская — моя нижняя половина.
В новом фильме “Расплата”, показанном на закрытии Московского кинофестиваля, Хелен Миррен играет агента “Моссада” на пенсии с шрамом на лице в память о прошлых заданиях. И хотя номинально главная женская роль в фильме значится за ней, все по-настоящему эмоциональные сцены, рассказывающие о спецоперации тридцатилетней давности по вывозу из Восточного Берлина в Израиль нацистского хирурга, ставившего бесчеловечные опыты над евреями, сыграла Джессика Честейн, восходящая звезда Голливуда, недавно отметившаяся главной ролью в фильме Терренса Малика “Древо жизни”. Впрочем, в карьере оскароносной Миррен и так немало ролей, достойных и не одной премии имени Станиславского.
Расплатой за возможность вживую лицезреть такую легенду, как Миррен, для гостей церемонии стала невыносимая духота в зале, которая одних подтолкнула к мысли поскорее сбежать на набережную, где расположился банкет, а Никиту Михалкова — еще раз высказаться о необходимости строительства в Москве дворца фестиваля. И за теми, и за другими терпеливо наблюдал Вернор Херцог, который в компании двух знаменитых актрис долгое время оставался практически незамеченным. Умиротворенное выражение лица и легкая усмешка на нем выглядели самой правильной реакцией на происходящее этим вечером в зале кинотеатра. Да и не только в нем.
Материалы по теме:
Московский кинофестиваль: кругом наши
Жизнь как Шапито-шоу