Премия “Национальный бестселлер” существует с 2001 года — вот поэтому в год десятилетия учреждена премия за весь период. Только вдуматься — книга десятилетия! Но интрига тут в том, что представленные в шорт-листе книги — 10 лауреатов премии “Нацбест” за эти годы. И часто эти книги — далеко не самые лучшие произведения их авторов. Особенно это касается Захара Прилепина (сборник рассказов “Грех”), Виктора Пелевина (“ДПП “) и Леонида Юзефовича (“Князь ветра”). У Александра Проханова представлен роман “Господин Гексоген”, у Михаила Шишкина — “Венерин волос”, у Дмитрия Быкова — “Борис Пастернак”, у Ильи Бояшова — “Путь Мури”, у Андрея Геласимова — “Степные боги”, у Эдуарда Кочергина — “Крещенные крестами”, у Александра Гарроса и Алексея Евдокимова — “Голово[ломка]”.
Члены жюри? Эдуард Лимонов (его бритоголовые охранники умеют прекрасно одеваться на официальные мероприятия — никаких черных футболок, а костюм и все, как надо). Ирина Хакамада, ведущая себя по-женски кокетливо, умную-разумную из себя не строящая и ищущая в современной литературе “хороший, почти классический русский язык, энергию современности и трогательность”. Валентин Юдашкин (единственный проголосовал за Пелевина!). А также Леонид Юзефович, Владимир Коган, актриса Александра Куликова, бизнесмены Сергей Васильев и Андрей Галиев, писатель Илья Штемлер, основатель премии Константин Тублин и — паба-дабам! — председатель жюри помощник Президента РФ Аркадий Дворкович.
Победителю должно было достаться $100 000. У кого были шансы? По писателям отлично “прошелся” ведущий церемонии Артемий Троицкий — если на попсовой презентации его высказывания можно счесть шуткой, то среди интеллигентных людей они звучали грубостью и глупостью. Быкова назвал качественным графоманом, Проханова ненормальным, Юзефовича — нашим Дэном Брауном и поп-писателем.
Перед церемонией “МК” пообщался с двумя писателями, у которых, казалось бы, не было шансов. Эдуард Кочергин, театральный художник, автор книг, основанных на воспоминаниях его детства. “Среди лауреатов много хороших книг, я бы их посоветовал почитать своим близким. А насчет премии — да нет! Я не писатель, я художник! “
Захар Прилепин:
— Шансов нет. Если бы я получил в свое время “Нацбест” за “Санькю”, я сюда пришел бы за премией. А с “Грехом” было бы странновато. С точки зрения логики и честности надо давать Проханову, но дадут Пелевину. Тот, кто получит премию, является одной из ключевых фигур русской литературы.
Но никто не мог ожидать, что у Эдуарда Кочергина будет два голоса! А в последний момент у Захара Прилепина — три! Захар понятия не имел, кого на самом деле назовут ключевой фигурой новой литературы. Потрясая упитанным портфелем с купюрами, он сказал, что эта премия — поддержка материнства! Ведь в июле у Захара Прилепина родится четвертый ребенок. Поздравляем!