Почему-то считается, что прозу Пелевина невозможно экранизировать. И это при том, что его книги — насквозь кинематографичны. “Generation П” не исключение. Озарения, приходящие молодому криэйтору после чая из мухоморов, дорожки кокаина, повторяющие причудливый узор ковра в загадочном Институте пчеловодства, а главное — оцифрованные на компьютере президент и члены правительства. Каждый из этих образов предоставляет максимальное количество вариантов для визуализации.
К сожалению, в фильме нас ждет самый примитивный из всех. Следуя тексту романа практически слово в слово, повествование иногда прерывается убогой компьютерной графикой (будто руководствуясь тем, что в описываемые 90-е графика была еще хуже), в которой угадывается то дух Че Гевары, то играющие в “Монополию” на Россию Радуев с Березовским.
Главную роль как может вытягивает на себе Владимир Епифанцев, который, по слухам, так разругался с режиссером, что с какого-то момента вовсе перестал с ним общаться на площадке. И это при том, что актер настолько был заинтересован этим проектом, что, не пройдя официальные пробы, собственными силами снял один из эпизодов фильма (в нем Вавилен Татарский, пытаясь отойти от LSD, пьет водку и как мантру произносит на иврите “дайте, пожалуйста, еще огурец”), после чего его, наконец, утвердили. Впрочем, по поводу кастинга фильма давно ходили легенды. И он, надо отдать должное, удался. Не считая Ивана Охлобыстина с фальшивой бородой в роли копирайтера Малюты, все более-менее на своих местах. Самая сильная роль — ожидаемо — у Михаила Ефремова. Его Азадовский словно сошел со страниц Пелевина — одинаково смешной и страшный. А один из лучших эпизодов отыграл Олег Тактаров. Его Вовчик в синих трениках и с черным джипом, крышующий контору Ханина (которого в своей фирменной манере сыграл Александр Гордон), давая задание копирайтерам “найти русскую национальную идею”, в одну пелевинскую фразу укладывает больше смыслов, чем можно найти во всех прочитанных закадровым голосом в фильме пространных монологах.
Ритм фильма, кроме актерской игры и афоризмов Пелевина, держится в основном на модной музыке 90-х, но и она чаще играет невпопад. Заканчивается же фильм новым треком Сергея Шнурова (он также сыграл в фильме небольшую роль Гиреева) “Is it a real rock-n-roll?”. Вопрос, ясное дело, риторический.
Все бы ничего, и слабость фильма можно было бы списать на невозможность экранизации Пелевина (а не на то, что режиссер Гинзбург не умеет снимать), но все портят собственные же слова режиссера. Одновременно дикие и самоуверенные:
— Сейчас мы как раз размышляем над названием фильма для проката за границей. Я всерьез хочу заняться внедрением в западную культуру понятия “pizdets”, точно так же, как произошло внедрение в нашу культуру их слова “wow!”.
Если Гинзбург не шутит и действительно использует это слово в названии картины, это будет самое честное и лаконичное определение, которое можно применить к его фильму.
Остается только с удовольствием отметить, как слова, написанные Пелевиным десять с лишним лет назад, чтобы как следует вмазать по 90-м, бумерангом бьют по темени дня сегодняшнего. И вроде кокаин уже не в моде, и пчеловода заменили на седого управленца из Тюмени, и даже Вовчики переоделись из треников в ладные костюмы, а Вавилен Татарский все так же разыгрывает перед аудиторией многословную презентацию довольно бездарного рекламного ролика.