Настоящая Евгения-Жизель Купез умерла в 2002 году, в возрасте 81 года.
— В реальной жизни ее пути с тем самым советским солдатом разошлись довольно быстро, но в фильме мы такого, конечно, допустить не могли, — рассказывает режиссер Иван Соловов.
По сюжету, герой Антона Пампушного, Сергей Петров, — единственный, кому удалось остаться в живых после побега из фашистского плена в 1944 году. Тогда же он встречается с участницей французского Сопротивления — красавицей Жизель (ее играет молодая французская звезда Джудит Дэвис). После войны Сергей забирает ее с собой в родную деревню. Конфликт начинается, когда француженку замечает местный председатель колхоза. Рассчитывая добиться ее, он подставляет Сергея так, что его по обвинению в шпионаже отправляют в лагерь на долгих десять лет.
Сейчас как раз идут съемки одной из лагерных сцен. В качестве декораций — реальные каменоломни, но не в глухой Сибири, а в среднерусском Ростове. В качестве массовки — местные работники, а значит, и мозоли, и грязь под ногтями у них настоящие, трудовые. Дело происходит поздним вечером, и для съемок очередного кадра устанавливают несколько прожекторов, которые бьют в глаза с той же яркостью, что и настоящие, лагерные. Режиссер с довольным видом показывает мне на вершину карьера: “Вот здесь, вот здесь и вот здесь у нас будут вертухаи”.
Выглядит все и правда очень натурально. Горят костры, лают собаки. Вертухаи с винтовками на плече подгоняют арестантов, толкающих перед собой тачки, нагруженные камнями. Впереди всех остальных — Антон Пампушный. Актера, прославившегося ролью Александра Невского, не так просто узнать с короткой стрижкой и в потрепанном арестантском бушлате. На следующий день ему приходится толкать по рельсам тяжелую тачку с битым камнем. Повышать работоспособность ссыльных призваны агитационные плакаты на ярко-красной ткани: “Труд есть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства!”. А также снежный вихрь, бьющий прямо в лицо: уловка художников-постановщиков картины, которые раздобыли в Ростове настоящий ветродуй. Пока один из них направляет ветродуй, второй подкидывает лопатой снег из соседнего сугроба. Режиссер смотрит за этим через свой монитор. Остается доволен: “Страдают по-настоящему!”.
Хотя больше всех съемками в фильме довольны рабочие каменоломни. Для них это не только возможность увидеть себя на экране, пусть и считанные секунды, но и неплохой по местным меркам заработок. Не зря ближайший к объекту съемки магазин за какие-то два дня сделал себе месячную выручку...