— Можете ли вы сравнить сегодняшнее творчество Faithless с тем, что было пятнадцать лет назад, когда начиналась вся история?
Sister Bliss: Это были славные времена! Тогда мы даже и не могли себе представить, что людей заинтересуют наши песни, что они будут посещать наши концерты и приходить от них в щенячий восторг. Сегодня это уже происходит скорее из-за зрелости и известности. Люди следят за творчеством группы, до сих пор ходят на наши выступления — это просто невероятно! В последнее время мы стараемся больше внимания уделять комфорту, а в самом начале пути совершенно себя не жалели. Порой даже возникали забавные ситуации, когда во время гастрольного тура нам не хватало кроватей, чтобы нормально разместить всех музыкантов. Вряд ли мы позволим себе такое сегодня, так как перед очередным концертом каждый член коллектива должен нормально выспаться. Так что многое с тех пор изменилось в нашей жизни. В первую очередь аудитория, которая уже совсем не похожа на ту, что была пятнадцать лет назад, — она значительно выросла и стала к нам лояльнее.
Maxi Jazz: Когда мы начинали, то даже не представляли себе, насколько далеко все зайдет. Каждый день мы словно заново рождались, но в то же время любой день мог стать для нас последним. Когда после успешного завершения тура “Insomnia” мы сели записывать второй альбом, в студии царила примерно такая атмосфера: “У нас есть пятьдесят минут, за плечами уже самая лучшая пластинка, поэтому, пожалуйста, не думайте о том, понравится или нет новый альбом публике”. После того как вышел “God is a DJ” и стартовал очередной гастрольный тур, мы уже всерьез задумались: а что, собственно, с нами происходит? Когда успех обретает признак стабильности, ты начинаешь удивляться этому и невольно задаешь себе вопрос: “Как у меня получается постоянно писать потрясающую музыку? Почему именно у меня?” Так что у Faithless был действительно интересный, но весьма странный путь.
SB: Мы достигли вершин отнюдь не с самого начала. Долгое время мы усердно занимались музыкой, даже не задумываясь об успехе, до того момента, пока не осознали, что являемся авторами мировых хитов. Этот факт продлил существование группы на долгие годы. Секрет нашего успеха в понимании того, что людям свойственно непостоянство и, чтобы быть востребованными, необходимо постоянно двигаться вперед. Я очень высоко ценю нашу способность не слепо копировать лучшие песни, а выражать собственное “я” через музыку разными способами. Не думать: “Раз последняя песня стала хитом, то дай-ка я напишу что-нибудь подобное”.
— Вы являетесь авторами многочисленных танцевальных гимнов планеты. На ваш взгляд, они как-то повлияли на современное общество, на общественное сознание?
SB: Не думаю, что десять минут пребывания в клубе могут изменить общественное сознание. Это было бы слишком громким заявлением. Но важно понять, что слова наших песен не просто буквы. За ними скрывается глубокий смысл. И если развить мысль о влиянии творчества Faithless на общественное сознание, то факт, что песни, написанные десять—пятнадцать лет назад, по-прежнему актуальны, уже говорит о многом. При этом пластинки значительно отличаются от живых выступлений. Когда стоишь перед многотысячной толпой, в тебе просыпается уверенность, что с помощью слов, музыки и энергетики шоу ты действительно способен изменить мысли и повлиять на чувства людей. Мы знаем реальную историю одного парня, который после нашего концерта решил организовать свой собственный фестиваль, даже целое движение под названием “Peace one day” (“Мир за один день”). Суть заключается в том, что если мы повсеместно начнем распространять идею о том, что человечество способно хотя бы на один день прекратить все войны и конфликты, то в какой-то момент они действительно прекратятся. Звучит, конечно, фантастически, но важно то, что парня вдохновил наш концерт и слова Макси. Вот и пример, как наше творчество хотя бы чуточку, но изменило современное общество к лучшему.
— Песни Faithless зачастую носят явную политическую окраску. Вы даже отказались выступать в Израиле по политическим соображениям в декабре прошлого года, не так ли?
MJ: Да, это так. Пожалуй, самая политизированная песня у нас — “Mass Destruction”. Частица политики содержится в наших песнях по умолчанию. Мы заинтересованы в людях с индивидуальностью. А индивидуальность людей зачастую подавляется правительствами. Как раз об этом песни Faithless. Я вырос в то время, когда молодежь буквально каждую неделю сочиняла новые песни протеста. И их никто не заставлял это делать, они просто пели про вьетнамскую войну. Если, к примеру, взять регги 70-х, то там можно услышать о повышении цен на хлеб, на бензин, о том, что невозможно купить автомобиль. Песни протеста — это моя борьба. Если мне что-то не нравится, в большинстве случаев я обязательно об этом спою.
— Какое послание вы хотели передать последним альбомом “The Dance”?
MJ: Его идея заключается в поисках самого себя. Именно в себе вы найдете ответы на все вопросы, которые вас когда-либо волновали. Полное название альбома — “The Dance Never Ends”. Танец — это жизнь, а она, в свою очередь, вечна. Я буддист и не верю в то, что после смерти жизнь прекращается. Это как пробуждение после сна — открыл глаза, и ты снова в игре с теми, с кем встречался в своей прошлой жизни. Поэтому и танец никогда не умрет. Именно этой мыслью пронизан наш последний альбом.
— Название нынешнего тура — “Passing the Baton” — тоже с глубинным смыслом?
MJ: Когда ты бежишь с эстафетной палочкой, судьба команды зависит полностью от тебя. Ты завершаешь свой круг и передаешь палочку другому участнику, который должен пробежать следующий круг. После пятнадцати лет существования музыкальной группы тяжело быть успешными и удерживать вокруг себя верных поклонников. Когда-то приходится останавливаться. В какой-то момент Faithless начали свой путь, а теперь они должны остановиться. Фанаты все еще тебя слушают, но при этом говорят: “О, они еще живы?!”. В этой ситуации лучше передать эстафетную палочку. И мы решили сделать это в наиболее подходящий момент.
— То есть уже знаете, кому можно ее передать?
MJ: С годами ты взрослеешь, приоритеты меняются. Если ты искренне любил свое дело, то когда-нибудь захочешь поделиться опытом, который накопил за это время, передать его молодым людям, которые идут по твоим пятам. Я вспоминаю свою юность, тяжелый для всех этап в жизни. Именно тогда я ощутил колоссальную поддержку от людей, которые писали такие же тексты, как и я. Они дали мне возможность почувствовать себя в своей тарелке, в своем мире. Так что мы готовы передать эстафетную палочку. Вопрос в другом: готов ли кто-то ее принять?
— Каким видится вам будущее Faithless?
SB: Относительно спокойным. Если наша судьба — создавать музыку, то мы ее продолжим создавать. Наслаждение от творческого процесса у нас не иссякнет никогда. Но каждый раз по завершении гастрольного тура мы чувствуем необходимость в поиске пространства, чтобы жить и дышать. У Макси потрясающий дом на Ямайке, он станет больше времени проводить с родителями, я — со своим ребенком. Мы не собираемся бросать музыкальную карьеру, не перестанем развиваться и расти. Просто вся деятельность обретет другой формат. Кто знает, откуда мы дальше будем черпать вдохновение. В нашей студии всегда царит идеальное взаимопонимание и расслабленная атмосфера. В такой обстановке меня переполняет радость — это то, чем мне нравится заниматься. У нас с Макси много общего в отношении к музыке, в любви к диджеингу, в стремлении донести какие-то идеи до человечества. К тому же все наши последние гастроли были потрясающими, публика нас невероятно тепло принимала. Сегодня мы чувствуем, что достигли вершины карьеры и, оглядываясь назад, можем гордиться проделанной работой. Но теперь пришло время остановиться. Одна из глав подошла к концу.