— Почему выбор пал именно на “Мессию” Генделя?
— Потому что Мессия — это поворотная точка всей человеческой истории и сейчас человечество находится на подобном перепутье, когда надо выбирать между всеобщей нелюбовью и всеобщей терпимостью.
— В постановке Монтеверди не было конкретного сюжета, и оратория осталась понята не всеми. “Мессия” Генделя состоит из текстов из Ветхого Завета и Евангелий, через которые рассказывается о пророчестве о приходе Мессии, о рождении Христа, его смерти и вознесении, наконец, о Судном дне. Как все это будет показано?
— Постановка не будет сюжетной в собственно театральном смысле слова. Библейские и ветхозаветные сюжеты не будут разыгрываться актерами на сцене, они будут представлены в видеовитражах.
— Кто выступит в роли Мессии?
— В роли Мессии выступит Мим. Трогательный субъект, который при всех перестройках и модернизациях Структуры не может встроиться в нее. Движения Мима — разнообразные (в отличие от роботов), плавные, округлые, легкие и подвижные. Он танцует вокруг роботов, но главное — это его воздействие-взаимодействие с пространством, т.е. его зримая связь с видеоизображениями. Мима будет танцевать Андрей Иванов, солист Мариинского театра.
— Божественная сущность противостоит дьявольской, которую символизируют роботы. Будут ли на сцене настоящие механизмы? Или роботов играют актеры?
— На сцене будет представлена многоуровневая Структура, наполненная роботами. Четыре главных робота (соотносящиеся с четырьмя солистами) будут перемещаться во время действия по сцене. Все роботы были специально сконструированы.
— “Вечерня Богородицы” отличалась множеством световых и звуковых эффектов. Какие визуальные эффекты в “Мессии”?
— В отличие от “Вечерни Богородицы” в “Мессии” действие сконцентрировано на сцене и ограничивается практически только ею. Хор будет расположен в оркестровой яме в 1-м и 2-м актах и на сцене в конце литургии. Мы стремились создать эффект 3D именно на сцене, а не во всем зале театра. Видеовитражи будут проецироваться на три прозрачных наложенных друг на друга экрана. Проведена неимоверная работа со светом.
— Гендель многократно вносил изменения в “Мессию”. Так что нет версии, которая считается аутентичной. Сейчас большинство хоров используют версию 1912 года под редакцией Томаса Нобла. Какой вариант взяли вы?
— В оркестровке Моцарта.
— Вы не так давно стали отцом. Не разрывались между семьей и творчеством? Жену и дочь взяли с собой в Париж на время репетиций и премьеры?
— Меня это как раз максимально поддерживало и, кроме того, давало идеи. Например, соотнесение Мессии с ребенком стало для меня возможным после рождения дочери. Мы в Париже втроем с начала репетиций.
— Собираетесь ли вы поставить что-нибудь в России?
— Пока планов нет.