“Чартова дюжина” за последние три года завоевала статус едва ли не крупнейшего (после “Нашествия”) фестиваля рок-музыки. Действительно, где еще можно послушать сборную солянку из рокеров, играющих хиты? Летний фестиваль в Тушине давно не проводится, на бесплатные общегородские мероприятия большинство музыкантов не дозваться, о канувших в Лету мини-фестах типа “Пятница, 13” и говорить не приходится. Увы, в этом году премия прошла в стиле “галопом по Европам, да еще на стареньком автобусе”. 18 артистов пели не больше двух песен каждый — “старичкам” разрешили исполнить по две, а большинство новичков ограничились одной — той, что была в хит-параде.
Как правило, “Олимпийский” со звуком не подводил — достаточно вспомнить презентацию “Сигнала из космоса” “Сплина”, грандиозные юбилеи Гарика Сукачева и “Чайфов”, “20 лет без “Кино”, 25-летие “Арии”... Да и сама “Чартова дюжина” предыдущие три года радовала отличным звучанием. В этом году создалось впечатление, что на сцене просто не успели настроить как следует звук. Когда Сергей Михалок вышел на сцену и начал выкрикивать в микрофон свои фирменные лозунги, его просто никто не услышал. То же самое можно сказать и про сами песни, причем не только у “Ляписа”, “Би-2”, “FPG”, Борзова, Гаркуши и даже у Бутусова и “Пилота”. Голоса Черта не было слышно вообще, как он ни старался. К счастью, как всегда, на высоте оказались “Алиса”, “Пикник”, “Ночные снайперы”, “Ария”. Порадовал и детский хор, исполнивший песню Цоя “В наших глазах”.
Кроме того, осталась загадкой суть самой премии. В прошлые годы были номинации, в которых слушатели голосовали за понравившихся музыкантов: клип года, поэзия года, альбом года, группа года, песня года, книга года и т.д. В этом году решили обойтись без них — и зря. В итоге концерт был похож на незатейливый детский утренник, когда все получали призы (виниловые пластинки) просто за то, что пришли в костюме зайчика или снежинки. В данном случае — за то, что песня несколько недель продержалась в хит-параде.
А худшим сюрпризом стало отсутствие музыкантов, имена которых зазывно красовались на афишах. И в этом, наверное, даже не вина самих организаторов, которые регулярно сообщали исправленный список участников. Но факт есть факт: из заявленных изначально Гарика Сукачева, “Крематория”, “ДДТ”, “Мумий тролля”, Brainstorm, “Аквариума”, Кипелова, Пелагеи, “Танцев минус”, “Чижа и компании”, А.Ф.Скляра, Шнурова, Земфиры и даже распавшейся “Агаты Кристи” не было... никого. Хотя некоторые все же явились, но петь не стали — Пелагея просто объявила участников, а Чача без лишнего шума забрал свою премию и ушел. Невольно возникает вопрос: а нужна ли самим артистам такая награда, если они не приходят за ней?
Ведущих для такого шоу оказалось слишком много, хотя ожидали одного Билли Новика из Billy’s band. Билли появлялся на сцене раза четыре с небольшими лирическими отступлениями, которые отвлекли от невеселых дум о качестве шоу. Но петь тоже не стал, из-за чего половина зала, которые и не подозревали о том, кто перед ними, не смогли оценить всю глубину его личности и таланта. Зато на сцену постоянно выходили артисты театра и кино, присутствие которых на рок-фестивале вызвало как минимум удивление: диджей музыкального канала (одного из тех, что участники рок-феста убедительно презирают в своих текстах), почему-то Валерия Гай Германика... Как только ведущие объявили, что закроет фестиваль хедлайнер “Океана Эльзы”, зрители недоуменно переглянулись и повалили в гардероб. И ведь гости из Украины выступили очень хорошо! Просто под конец ждали явно не их.
Разумеется, неудавшийся рок-н-ролльный праздник в Москве можно пережить, но на носу — главное приключение лета “Нашествие”, которое заявлено как юбилейное. Можно ли опасаться за качество фестиваля в Большом Завидове? После “Чартовой” в рядах рокеров появились большие сомнения. Все-таки выбраться на три дня с палаткой в Тверскую область — это не до “Олимпийского” на метро доехать.