МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

“Золотой медведь” попал на развод

Российские фильмы на Берлинале остались без наград

Субботним вечером в роскошном зале Берлинале Палас жюри Берлинского кинофестиваля под руководством Изабеллы Росселини раздало награды, почти точь-в-точь совпав в своих оценках с мнением международной кинопрессы. Гран-при жюри досталось последней, по словам режиссера, картине венгерского классика Белла Тарры “Туринская лошадь”, а “Золотой медведь” и оба актерских приза — иранской драме Асгара Фархади “Надер и Симин: Развод”.

Победитель Асгар Фархади. Фото: AP

Иранская тема чрезвычайно актуальна для Берлина, особенно в этом году. В жюри этого года числился, но не работал один из самых титулованных иранских режиссеров, Джафар Панахи. Его обязанности исполнял стул с его фамилией на спинке, вынесенный на сцену на церемониях открытия и закрытия. Таким жестом руководство Берлинале выразило свой протест против запрета Панахи, не разделяющего официальные взгляды на внутреннюю и внешнюю политику своей страны, покидать границы Ирана в течение 20 лет, шесть из которых он к тому же проведет в тюрьме. Панахи передал для кинофестиваля открытое письмо, в котором признался: “Надеюсь, что, освободившись, я смогу путешествовать по миру без географических, этнических и идеологических границ, в мире, где люди живут свободно и мирно вне зависимости от веры и убеждений”.

Фестиваль организовал ретроспективу фильмов Панахи, а также акцию поддержки режиссера, в которой участвовали кинематографисты со всего мира. Со стороны России выбор пал на актера Григория Добрыгина, получившего на память об этом зеленый значок с символом Берлинале — медведем.

Своего “Золотого медведя” Асгар Фархади также посвятил своему соотечественнику, заметив: “Надеюсь, Джафар, в следующий раз ты будешь стоять рядом”. Хотя, строго говоря, в картине Фархади вряд ли можно найти политический протест, которые так любят в Берлине. Однако жесткий социальный контекст и особенности иранской судебной системы играют в картине не последнюю очередь. По сюжету, жена Симин, желая эмигрировать из Ирана, подает на развод, вынуждая своего мужа Надера, ухаживающего за тяжело больным отцом, нанять сиделку. Относясь к своим обязанностям довольно безалаберно, женщина провоцирует гнев Надера, который в сердцах толкает сиделку, не подозревая, что та — беременна. С этого несчастного случая (упав с лестницы, женщина потеряла ребенка) начинается тяжелый судебный процесс, сопровождаемый собственными моральными терзаниями главных героев.

В отличие от коллеги Бела Тарр, получая Гран-при за черно-белую “Туринскую лошадь” (имеется в виду лошадь, за которую в 1989 году заступился Фридрих Ницше, увидев, как ту избивает извозчик. Извозчик не послушался философа, и тот за следующие одиннадцать лет, которые он доживал в психушке, не проронил больше ни слова), на манер того же Ницше принял “Серебряного медведя” без слов.

Приз зрительских симпатий во второй по значимости программе фестиваля, “Панораме”, достался испанской картине Исиара Больяина “Даже дождь” с Гаэлем Гарсией Берналем в одной из главных ролей.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах