История наряженной новогодней елки уходит корнями… Нет, корни остаются в мерзлой лесной земле, а к нам в дом приходит бурый ствол с пушистыми ветвями, блестящими от украшений. В истории наряженной елки одна традиция сменяла другую, наконец, сами елки стали искусственными… А игрушки остались с нами.
Считается, что новогоднюю елку в Россию завез Петр I. Но он лишь издал указ украшать дома хвоей в честь праздника, что совсем не означало целое дерево. В начале XIX века украшенные елки стали появляться в домах петербургских эмигрантов из Германии, а с конца 30-х годов обычай перешел в русские дома. Игрушки были в основном съедобные — конфеты, пряники, орехи в фольге, фрукты. Кстати, как раз эта традиция сейчас постепенно уходит. Готовые игрушки очень долго были только немецкими, а вот одними из первых “вкусных” игрушек российского происхождения были “козули” — национальное лакомство поморов, ржаное тесто в глазури, распространенное в Архангельской губернии. Сначала в виде животных, а “в начале ХХ века на елки вешались козули, изображавшие пароходы, паровозы, велосипедистов и аэропланы”.
С середины века готовые елочные игрушки входят в товарооборот, да так, что в предпраздничные дни “на потенциальных покупателей обрушивался целый поток рекламных материалов, предлагавших приобрести елочные игрушки, мишуру, канитель, гирлянды…” Объявления были развешаны всюду, вплоть до вагонов конки. А первая уличная елка? Считается, что она, украшенная разноцветными бумажными ленточками, была установлена в 1852-м в Питере на Екатерингофском вокзале.
Кстати, откуда на верхушке советской елки появилась звезда? Уж конечно, эта идея большевикам не принадлежала. Просто в XIX веке елку венчала звезда Вифлеема — елка долго оставалась рождественской, то есть сугубо христианской традицией. Отсюда ангелочки, гирлянды и бусы как атрибут святости и страдания, флажки как символ борьбы за веру, фрукты как “райская пища”, и даже крестовина у подножия была не просто для устойчивости, но и символизировала распятие.
Игрушки всегда были дороги. Зато процесс изготовления самодельных украшений запоминался всем детям как особое волшебство. Кроме склеивания корзиночек, коробочек, орехов в фольге мастерили платья для “скелетцев” — неодетые деревянные куколки.
Во время Первой мировой войны елку устанавливали даже в окопах, украшенную свечами. После революции Рождество и, соответственно, украшенная елка большевиками трактовалась как вредная буржуазная традиция. Русский эмигрантский поэт Валентин Горянский саркастически писал:
Скоро будет Рождество —
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.
Тот, кто елочку
срубил,
Тот вредней врага раз в десять:
Ведь
на каждом деревце
Можно белого повесить!
Но рождественский праздник оставался самым любимым в народе. “Вскоре власть поняла свою ошибку и накануне нового, 1936 года вернула рождественскую елку, получившую отныне статус новогодней”.
В перипетиях советского елочного украшения отразилась вся история века. Игрушки в виде паровозов и дирижаблей с надписями “СССР” и “Сталин”, герои пушкинских сказок к 150-летию поэта, игрушечные клоуны и акробаты (после выхода кинокомедии “Цирк”), в 50-е — шарики с надписью “Москва—Пекин” и прочая “китайская” тема, в 60-е годы — тема сельскохозяйственная (морковки, помидорки, знаменитая хрущевская кукуруза) и еще космонавты, спутники, ракеты…
Исследователь А.Сальникова заканчивает современностью. Кстати, пишет она, “в праздничные постсоветские практики стали возвращаться и елочные украшения с “актуальной”, “патриотической” и “политической” подоплекой, в плане “идейной насыщенности едва ли уступавшие советским образцам. Например, в московские магазины елочных игрушек поступали шары с изображением Государственного герба Российской Федерации…”
Так или иначе, даже если после выборов-2012 в продажу поступят шары с изображением нового президента, “так хочется вернуться к лучшей елке из всех — елке детства”.