— В 90-х мне часто по работе приходилось ездить в страны Восточной Азии почти каждый месяц. Здесь представлены снимки за последние 10 лет. Началось все с того, что я показал Леониду Наумову фотографии и он сказал, что можно выпустить книжку. Следующий этап — книга, которую я презентую на этой выставке. К ней я написал объяснения к снимкам.
— Все ли места, где вы снимали, доступны обычному туристу?
— Многие места очень доступны — заплатил деньги и доехал. Есть опасные места. Например в Папуа — Новой Гвинее. Есть природные опасности — сейчас извержение вулкана Мерапи, уже погибло 270 человек. Я там был, гулял по лавовым полям, видел деревни, погибшие под лавой. В таких местах всегда есть вероятность, что бабахнет. А есть места, где тебя могут ограбить, — это Латинская Америка. А в некоторые места летишь на нескольких самолетах. На выставке фотографии из поездок, думаю, 15 разных лет.
— Местные жители нормально воспринимают камеру?
— Азиаты любят сниматься, просят тебя с ними сфотографироваться. В Африке обратная ситуация. Помню, снял женщину из племени масаи... Она бежала за нашим джипом с копьем! Метала в нас его! Они считают, что фотография забирает душу.
— Какая из экзотических стран больше всего полюбилась?
— Рекомендую каждому съездить в древний город Анкор, что в Камбодже. Это чудо света! В Новой Гвинее папуасов можно увидеть только в шоу для туристов. Но снимки получаются впечатляющие. Первобытных племен в Азии не осталось, я пытался их найти, не получилось. Все одеваются в современную одежду. Но сохранился какой-то древний дух. Люди могут целый день сидеть у дороги. Зачем? По какой-то древней привычке.
— Интереснее и сложнее нестандартно снимать природу или людей?
— Люди — самое интересное. Ты снимаешь будто артиста в декорациях. Например, есть фотография человека с будто окровавленными зубами. На самом деле он просто жевал местную траву.