Парадный вход в ялтинский театр им. Чехова на фоне большинства облупившихся зданий города выглядит весьма респектабельно.
— А я — Антон Павлович, — представляется мужчина в кожаной куртке, джинсах и смешной шляпе с небольшими полями. Это артист Богдан Ступка, который на один день сорвался в Ялту из-под Симферополя, где снимается в российской картине.
А гости подъезжают и подъезжают, около 100 известных деятелей театра со всего мира — режиссеры, художники, директора крупнейших театров, продюсеры, в ночь прилетел министр культуры РФ Александр Авдеев. Тема, которая занимает высоких гостей, звучит весьма просто — “Чехов и современный театр”, но на самом деле вряд ли найдется художник, который даст здесь однозначный ответ. Вот, например, швейцарский режиссер Даниэле Финцепаска, который на Чеховском фестивале представил самый яркий и необычный спектакль “Донка”, говорит мне:
— Для меня самого трудно определить, что такое современный театр: ведь в мире существует столько школ. Вот Чехов дал нам самое главное — возможность и умение описать все маленькие бури, которые каждый из нас переживает в своей жизни. Для меня очень сложно понять, как ему это удавалось.
— Твой спектакль в Москве на Чехов-фесте имел самый большой успех. Значит ли это, что ты еще раз обратишься к Чехову?
— Я поставил не Чехова, а свое личное послание к нему и Ольге Книппер. Возможно, я решусь еще раз поставить его — почему нет?
После конференции Финцепаска сразу же улетел в Москву на премьеру московской постановки в цирке “Дю Солей”.
А Богдан Ступка уверен, что хорошим артист становится только тогда, когда сыграет в чеховском спектакле. Сам мастер, он же худрук киевского театра Леси Украинки, играл Треплева в “Чайке”.
— В нашей семье есть уже три Треплева. После меня эту роль сыграли мой сын и мой внук. Сына я не видел, а вот внук мне понравился. Хотя сначала я не понял — болтается так по сцене, неуверенный какой-то, но в финале, в сцене объяснения с Ниной Заречной, такую драму дал…
Чехова до сих пор много ставят в мире. Например, во Франции два-три года назад прокатилась мощная волна “Платонова” — ранняя пьеса писателя. В Латинской Америке русский писатель также невероятно популярен, что доказывает последняя постановка Адольфа Шапиро в драматическом театре города Сан-Пауло. Замечательный режиссер, который много ставит Чехова в классическом ключе, на этот раз на разных площадках одного театра выпустил “Чехов-4”, то есть на четырех площадках игралось по одному акту — первый акт из “Чайки”, второй — из “Дяди Вани”, третий — из “Иванова” и последний акт — из “Трех сестер”.
— Но не устарел ли сегодня Чехов и насколько способен удовлетворить амбиции художников?
На эти вопросы отвечают сами художники.
— Чехов затрагивает и будет затрагивать японцев, бразильцев, европейцев, цыган, — говорит московский режиссер Кама Гинкас, — потому что показывает, как мы бессмысленно проживаем собственную жизнь, как обманываем себя. Он не верил ни в Бога, ни в черта и трезвым взглядом лекаря до сих пор смотрит на нас.
После дебатов гости отправятся по чеховским местам в Ялте и Гурзуфе. А еще здесь рассказывают самый свежий анекдот про украинскую власть. Виктора Януковича спрашивают: “Виктор Федорович, что вы делаете сегодня вечером?” — “Да ничего, свободен”. — “Тогда, может, сходим на “Лебединое озеро”?” — “Я с удовольствием, только плавки не взял”.