— 14 лет назад мы получили малюсенькое здание на Остоженке, 16, — вспоминает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. — Там висела табличка, гласящая, что здесь когда-то тайные заседания проводил Ленин. Это были руины: крыша лежала на полу третьего этажа!
Пять лет Андрей Боков, президент Союза архитекторов России, и команда из “Моспроекта-4” колдовали над зданием на Остоженке. Задача была непростая: соединить два исторических дома в единое выставочное пространство.
— Это здание с вертикальной структурой, такой, какая в музее Гуггенхайма, — говорит Андрей Боков. — В нем четыре надземных уровня и один подземный.
Ольга Свиблова, однако, не спешит сравнивать свой музей с американским гигантом. Он получился намного удобнее, а внутри — “словно храм”.
— Пять лет я жила на стройке, — говорит Ольга Свиблова. — По-моему, нам удалось его мягко вписать в город, сохранив обаяние старой Остоженки.
Новый Дом фотографии оборудован по последнему слову музейной технологии: есть современное хранилище, публичная библиотека, фотолаборатория и учебная фотостудия. Но главное — просторные выставочные пространства, которые уже заполняются новыми проектами. Главной премьерой станет выставка “Флюксус: поживем — увидим”, подготовленная со-директором центра им. Жоржа Помпиду Бернаром Блистеном. Она займет три этажа музея. Корр. “МК” встретился с куратором выставки.
— Международное движение флюксус, зародившееся в начале 60-х годов, объединяет художников из разных стран мира, — рассказывает Бернар Блистен. — Все они занимаются и искусством, и музыкой... Его основатель — литовский композитор и художник Джордж Мачунас хотел придать движению международный масштаб. Вы, наверное, поняли, что слово “флюксус” происходит от “флюкс” — то, что движется.
— Подобные выставки вы уже проводили. Последний раз во Франции в прошлом году. Это повторение прошлогоднего проекта или новая история?
— Я много работал с художниками флюксус. Первую ретроспективу их работ я организовал в Марселе в 1991 году. Потом я сделал несколько выставок отдельных художников. Но эту выставку я постарался лучше вписать и адаптировать под то пространство, которое нам предоставила Ольга Свиблова. Когда я делал эту выставку, то постоянно думал о том влиянии, которое русские авангардисты оказали на флюксус. На выставке зритель становится ее участником.
— Каким образом?
— Вам придется напрячь глаза и уши, что-то сделать, это интерактивная выставка. Зритель должен делать простые вещи: незначительные жесты, которые обращают ваше внимание, которые вас заставляют выйти из пассивности, флюксус хочет вас разбудить.
Стратегические партнеры Мультимедиа Арт Музея, Москва: MasterCard, ОАО “Новатэк”, Volkswagen, Ahmad Tea, Capital Group.