МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Театр ориентируется на кассовое сознание

Московские режиссеры боятся ставить спектакли без звезд

Спектакль, ставший рекордсменом в номинации “Самый бездарный”, состоялся уже в этом сезоне. Трагифарс под названием “Недоверие Лужкову” наблюдала вся страна и, заметьте, бесплатно.

Сергей Маковецкий, Анна Дубровская. Фото: Михаил Гутерман

Более гнусного и скверного представления трудно себе представить: на российской сцене так, слава богу, пока не работают. Политически и общественно значимое событие имело полный театральный “джентльменский” набор — интригу, героя, его жертву, хор и публику. И все они показали себя не с лучшей стороны. Например, представители российской власти продемонстрировали пригодность к профессии лесорубов: щепки летели, как шрапнель. Кто не спрятался… А спрятались очень многие. Особенно заставили грустить меня те театральные деятели, которые в прежние времена из кожи вон лезли, чтобы поручкаться с Юрием Лужковым и получить его покровительство, а теперь сделали вид, что ну чрезвычайно заняты.

Настя Сычева.
 

Похоже, что этот спектакль, имевший самую широкую аудиторию и побивший все рейтинги, вводит моду на подобные зрелища. Интересно, кто станет следующим объектом для публичной шоу-порки? Ведь публика, надо сказать, аж заходится от вида голой высокопоставленной задницы и кровопускания.

Юлия Пересильд, Диниил Страхов.

Но вернемся в настоящий театр. Новый сезон открылся, может, и не столь эффектно, как спектакль made in Kremlin, но весьма обнадеживающе. По гамбургскому счету выступил МХТ им. Чехова со спектаклем “Прокляты и убиты”. Кстати сказать, в этой мощной постановке о войне не оказалось ни одного мало-мальски медийного лица. А народ ломится, билетов не достать. И это говорит не только о том, что режиссер Виктор Рыжаков большой молодец (его качественные работы известны в Москве и провинции), а с очевидностью убеждает: новое поколение артистов уже в спину дышит не то что старикам, а среднему поколению звезд. А молодые организмы по всем законам биологии сильнее поживших, не говоря уже об их жадности и жажде до работы.

Сергей Маковецкий, Анна Дубровская.
 

Об этом хорошо бы помнить тем, кто “дает звезду” с утра до ночи: на сцене, на ТВ и особенно в жизни (не все, но большинство). Последнее, то есть поведение, в реальных обстоятельствах весьма нецивилизованное. Не могу взять в толк: почему они решили, что они, выходя на улицу, какие-то особенные? И если им неадекватное поведение диктует подозрительно-восторженная толпа, с наслаждением полоскающая звездное белье, то почему они сами себе позволяют?

Между прочим, настойчивое наступление нового поколения при очевидном старении более взрослого как тенденцию очень четко уловили некоторые художественные руководители театров. Количество технически лучше подготовленных молодых артистов, даже не имеющих пока ярко выраженной харизмы, дает основание режиссерам иначе говорить со звездами. А звезды действительно установили негласный диктат своих личностей. Самооценка явно завышена, но тем не менее сегодня, исходя только из графика звезд, театры выстраивают свой репертуар. Если медийное лицо не дает театру дней (снимается в сериале, зарабатывает на выезде в провинции), то спектакль не пойдет, премьеру не будут готовить — не с кем.

Виктор Сухоруков.

На самом деле ситуация более трагическая, чем кажется на первый взгляд. Театры сами загнали себя в порочный круг, из которого не знают, как вырваться. Следите за логистикой процесса — касса пугает худруков: “Сегодня билеты покупают только на медийных лиц”. У худруков и режиссеров паника: “Значит, новый спектакль должен держаться только на медийных”. Медийные со своей стороны думают: “Да куда они без меня денутся с подводной лодки?” И, почувствовав собственный удельный вес по отношению ко всей труппе, в силу собственного IQ строят свое поведение. Часто несимпатичное.

“Нечего завидовать, — сдерживая гнев, говорят медийные лица и их агенты, чаще более крутые, чем их подопечные. — Когда будут в театрах звездам платить достойные деньги…”

Нина Гуляева, Дмитрий Дюжев.

Не будем кривить душой: кушать хочется всем, медийным и немедийным. Запросы растут и требуют удовлетворения. И тогда начинается скучная сказка про белого бычка: деньги—товар—деньги. Как будто и искусства никакого нет, а есть только проекты. Есть бизнес-планы, а человеческий фактор уже отменили. Время такое.

Но, попав в этот замкнутый круг, все друг друга начинают ненавидеть и с трудом терпят. Но рано или поздно терпежу придет конец, потому что рано или поздно все друг друга этой сказочкой загонят в тупик — касса — художников, художники — артистов, артисты — художников и кассу... До искусства ли в такой обстановке? До креатива? До творческих результатов?

Мадлен Джабраилова, Кирилл Пирогов.

Подобных ужасов не знает зарубежный театр, потому что там все как-то подозрительно просто — работают законы. Например, Париж. Если артисту очень крупно повезло и он служит в “Комеди Франсез” (единственный наряду с “Опера Гарнье” государственный театр), он не имеет права участвовать в театральных проектах других компаний в Париже. Если же артист подписывает контракт с каким-либо частным театром (а их множество), то работодатель гарантирует ему минимум 30 представлений каждый месяц, независимо от успеха спектакля. В свою очередь артист не имеет никакой возможности работать на стороне. Система четко работает, не ставя в унизительное положение ни артистов, ни их начальство. Кто-то возразит: “Но зато за такую подневольную актер получает такие деньги…” Уверяю вас, не такие. Деньги трудовые, честно заработанные, с уважением к себе и окружающим. Может быть, поэтому артисты кажутся нормальными, адекватными, похожими на людей, а не на позеров, за поведение которых часто бывает неловко. “Де Ниро, оказывается, такой нормальный, такой скромный”, — слышала я от наших артистов. А Роберт Де Ниро действительно на общей фотографии с российскими артистами выглядит случайным человеком — в кепочке, стоящий с краю, будто и вовсе он не артист.

Ну а теперь “МК” подводит итоги прошлого сезона и объявляет результаты своей традиционной театральной премии.

Театральная премия "МК"

Сезон-2009/2010

МЭТРЫ:

Лучшая мужская роль — Сергей Маковецкий (Войницкий, “Дядя Ваня”, Театр им. Вахтангова)

Лучшая женская роль — Ольга Яковлева (бабушка, “Обрыв”, МХТ им. Чехова)

Лучшая мужская роль второго плана — Дмитрий Назаров (Лемм, “Дворянское гнездо”, МХТ им. Чехова)

Лучшая женская роль второго плана — Нина Гуляева, Наталья Егорова (Марфа Тимофеевна, Марья Дмитриевна, “Дворянское гнездо”, МХТ им. Чехова)

Лучший спектакль — “Дядя Ваня” (реж. Римас Туминас, Театр им. Вахтангова)

ПОЛУМЭТРЫ:

Лучшая мужская роль — Сергей Чонишвили (Фэрран, “Метод Гренхольма”, Театр наций)

Лучшая женская роль — Мадлен Джабраилова (несколько ролей, “Триптих”, “Мастерская Петра Фоменко”)

Лучшая мужская роль второго плана — Кирилл Пирогов (несколько ролей, “Триптих”, “Мастерская Петра Фоменко”)

Лучшая женская роль второго плана — Агриппина Стеклова (Анна Тихоновна, “Деньги”, театр “Сатирикон”)

Лучший спектакль — “Дворянское гнездо” (реж. Марина Брусникина, МХТ им. Чехова). “Метод Гренхольма” (реж. Явор Гырдев, Театр наций)

НАЧИНАЮЩИЕ:

Лучшая мужская роль — Андрей Сиротин (географ, “История мамонта”, курс Олега Кудряшова)

Лучшая женская роль — Юлия Пересильд (Гелена, “Варшавская мелодия”, Театр на Малой Бронной)

Лучшая мужская роль второго плана — Анастасия Сычева (Бенволио, “Ромео и Джульетта”, Sоundrama)

Лучшая женская роль второго плана — Анна Чиповская (Глафира, “Волки и овцы”, Театр п/р О.Табакова)

ДРУГИЕ НОМИНАЦИИ:

Лучший тандем — Виктор Сухоруков, Александр Яцко (Иван Грозный, царь Федор, “Царство отца и сына”, Театр им. Моссовета)

Лучший дебют — Иван Ургант (Васильков, “Бешеные деньги”, Театр им. Пушкина)

Лучший балет — “Онегин” (хореограф Борис Эйфман)

Лучший эксперимент — “Звездная болезнь” (реж. Иосиф Райхельгауз, “Школа современной пьесы”)

Лучшая сценография — Мария Трегубова (“Тарарабумбия”, “Школа драматического искусства”)

Лучший художник по костюмам — Павел Каплевич (“Джентльмен”, “Современник”)

Лучший студенческий спектакль — “История мамонта” (реж. Екатерина Гранитова, ГИТИС)

Театрально-выставочный проект — Чехов (Бахрушинский музей)

Событие года — Внеочередной фестиваль им. Чехова (Международная конфедерация театральных союзов)

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах