А все начиналось весело, бравурно, лихо. Как в кино. Вторую часть марлезонского балета — “Лица” — в Михайловском театре Санкт-Петербурга открыл первый оптимист советской эстрады, Мистер Тру-ла-ла — Эдуард Хиль. В концовочке переделанная им песня заканчивалась так: “ТЭФИ надо заслужить”. Знал ли мэтр, что этим попал в самое яблочко?
Затем на сцену вышел капитан, президент Телеакадемии Михаил Швыдкой и завел свою старо-новую песню о главном: “У нас сейчас всего академиков 525 и лишь 96 из них старше 60 лет, в том числе и я (как истинный джентльмен президент не мог скрыть своего возраста), но около 200 наших коллег моложе 35! Значит, академия жива, самодостаточна и будет жить все лучше и лучше!” После чего г-н Швыдкой зачитал послания от Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Довольно дежурные.
С первых же минут церемонии стало ясно, что мода на нее прошла. Особенно после яркого монолога обиженной Гай Германики недельной давности, задавшей перцу старым пе…академикам по первое число. И как г-н Швыдкой ни утверждал обратное, отсутствие на главном событии года медийных лиц типа Собчак, Канделаки, Урганта и Ко, а также самого Андрея Малахова понижает статус нынешней тусовки с пяти звезд примерно на две с половиной. Наверняка у перечисленной золотой молодежи в ночь с субботы на воскресенье в графиках значились корпоративы, а это ведь гораздо интереснее во всех смыслах, чем посетить оперный театр культурной столицы России…
Первый скандал подкрался незаметно. Специальным призом был награжден документальный фильм “Подстрочник” режиссера Олега Дормана — поразительная исповедь Лилианны Лунгиной, ушедшей из жизни в 1998 году. Но самого режиссера в зале не было. Вышел продюсер Феликс Дектор, из внутреннего кармана достал сложенную бумажку и зачитал открытое письмо г-н Дормана телевизионной общественности. В котором помимо благодарности людям, поспособствовавшим выходу фильма на голубой экран — Григорию Чхартишвили, Олегу Добродееву, Сергею Шумакову и Леониду Парфенову — буквально на пальцах объяснил, что получать награду от академиков, многие из которых 11 лет мурыжили картину, игнорировали ее и попросту запрещали, не имеет смысла. И еще пару слов о значении ТВ в России, которое те же “мэтры” опустили ниже плинтуса.
Михаил Швыдкой достойно выкрутился из щекотливой ситуации, объявив, что в таком случае статуэтку отправит на канал “Культура”. Но уже наутро после конфуза в интервью обозревателю “МК” не скрывал возмущения и обиды: “Не приняв премию, Дорман повел себя недостойно. Он, значит, весь в белом, а мы в… Да, Солженицын тоже отказался принять награду от Ельцина, но разве можно их сравнивать!”
Вообще в эту вальпургиеву ночь кто только не рассуждал о смысле ТВ. На большом экране то и дело шли нарезки из записанных монологов звезд на фоне природы. Смысла никто так и не нашел, а речи выглядели также тускло и бескрыло. Мощнее всех задвинул Кирилл Набутов, ставший лучшим спортивным комментатором в нелегкой борьбе с самим собой (он был представлен одновременно как ведущий зимней Олимпиады из Ванкувера и футбольного матча ЦСКА—“Зенит”). “Да, нелегко было выбирать жюри, когда один дурак соревновался с другим”. Отчихвостив себя таким образом перед почтенной аудиторией, Мистер Скромность тут же начал признаваться в любви коллегам: “Мы, спортивные комментаторы, больше других говорим в эфире глупости, потому как работаем без суфлера. Вот один известный товарищ так закончил на днях репортаж о матче: “Многообразно, угловато, но неизбежно”. По-моему, так можно сказать о нашем телевидении”.
Тем временем ведущие церемонии, подавая плохо отрепетированные реплики, вручили по два Орфея в одни руки — Марианне Максимовской (а кому еще давать в информжанрах?), новоявленному кумиру девушек от 20 до 80 Максиму Аверину (сериал “Глухарь” и там же лучшая главная мужская роль) и Анне Ардовой, отдувавшейся в “Одной за всех” на канале “Домашний”. А Михаил Осокин, взявший наконец ТЭФИ после очень долгого перерыва, в лучших традициях комического жанра, не моргнув глазом и даже не улыбнувшись, блеснул любимым черным юмором: “Как написано на мемориальной плите одного американского кладбища: “Я допускал это, но не так скоро”.
Действо грустно тянулось к финалу. Прокатили адвоката Андрея Макарова и его очень смелую программу “Справедливость”, дав “Лучшего ведущего ток-шоу” Александру Гордону. Действительно, хватит депутатам лезть в ящик, а то так скоро телеведущих не останется! Эту несправедливость, как и то, что три дня назад его передачу, выведшую на свет грядущий закон о полиции, не допустили к эфиру, г-н Макаров пережил улыбаясь и не желая своим пасмурным видом портить настроение уважаемой публики.
В прошлом году было обещано устроить из церемонии ТВ-шоу. А вышло — ни юмора, ни фантазии. Душераздирающее зрелище, говорил в таких случаях ослик Иа-Иа. И если бы не минута молчания памяти павших в Великой Отечественной, не вручение премии “Легенда отечественного ТВ” ветерану войны, красивой женщине Галине Шерговой, не пронзительные ее стихи, прозвучавшие со сцены и с экрана, о 16-м отчетно-выборном годовом ТВ-собрании можно было бы сразу и забыть.
Но самое интересное случилось уже после раздачи слонов. Оказывается, еще одним спецпризом за вклад в развитие ТВ наградили Монану Асламазян. Как известно, она сейчас находится в вынужденной парижской эмиграции, так как на нее было заведено абсолютно надуманное дело. Дело уже отменили, но осадок остался. Поэтому было решено со сцены не произносить даже имени опальной женщины.
Марианна Максимовская: “Это позор академии, это просто недостойно, это хуже, чем когда представители каналов обижаются друг на друга за то, что им не вручили ТЭФИ”.
Михаил Швыдкой, президент Телеакадемии: “Ничего особенного не произошло. Монаны сейчас нет в России, а когда она приедет, мы ей вручим премию на нашем региональном заседании. В пресс-релиз имя ее, конечно же, вписали. И еще: трансляция церемонии ограничена, и это награждение отсутствующего человека просто могли вырезать. Чтобы не подставить канал и не говорили потом, что это политическая цензура, все дерьмо я взял на себя”.
Коротко и ясно. И Максимовскую с Осокиным не забыть, и плыть по течению. Вечная проблема российской интеллигенции.