Сразу заметим, что возможное введение новшеств уже вызвало бурю негодования у водителей и правозащитников. Раскритиковали они практически все пункты, кроме одного — как раз того, который обяжет иностранцев, в том числе из ближнего зарубежья, для работы водителями в России получать наши права. Однако в новом документе это требование немного размыто — не указано, кого конкретно оно касается. Одно дело — водителей общественного транспорта, а совсем другое — тех, кто рулит грузовиками.
Больше всего возмутила граждан необходимость идти в автошколу — самостоятельного обучения теперь не будет.
— Заочное обучение практикуется во всем мире, — комментирует вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. — Если у нас его запретят, люди просто будут покупать уже готовый документ об окончании автошколы или же будут там только числиться, но не учиться. Количество поборов вырастет!
Второй момент — введение прав со штампом “автомат” и “механика”, о чем в системе ГИБДД говорили не раз, но эта идея теперь наконец-то обрела конкретные очертания в законопроекте. Водители в большинстве своем против: мало ли какие ситуации в жизни бывают, вдруг придется срочно пересесть с “автомата” на “механику”, а старые права будут недействительны?
Плюс появятся подкатегории. И это означает, что человек, выучившись на вождение маршрутки, где 16 посадочных мест, получит права с меткой “D1” и не сможет управлять большим автобусом. Меж тем сейчас в обоих случаях требуется только одна категория — “D”. Вообще практически рядом с каждой буквой (исключение составит только категория “В”) появится цифра, которая будет уточнять возможности шофера. Так, например, подкатегория “А1” дает право вождения только легких мотоциклов, рабочий объем двигателя которых не превышает 125 кубических сантиметров, а мощность — 11 киловатт (около 15 л. с). То же со всеми автомобилями.
— Получается, человек, который до этого ездил на стареньком малолитражном “мерсе”, не сможет пересесть потом на тяжелый джип, — говорит Ольшанский. — А ведь в некоторых семьях бывает по две машины. И вообще такого разделения на подкатегории нет в большинстве стран мира!
Еще одно новшество — введение категории “М” для скутеров и мопедов. Если законопроект примут, чтобы управлять этими малолитражными двухколесными средствами, потребуются права. Выдавать документ будут с 16 лет. И чтобы их получить, нужно сдать как минимум экзамен на знание Правил дорожного движения (практические испытания на вождение в законопроекте пока не предусмотрены). По мнению правозащитников, мальчишки не будут ждать совершеннолетия, а когда даже стукнет 16, сдавать экзамены на вождение скутером или мопедом вряд ли захотят. Ведь для них “мотик” — это просто более совершенный велосипед.
— Потому малолетки будут ездить без документов, — прогнозируют правозащитники. — И они не будут останавливаться по сигналу автоинспектора. А поскольку машины ГИБДД сильнее по двигателю, ребята станут удирать от них по узким дорожкам, между деревьями. Кончится тем, что такой пацан либо собьет пешехода или сам перевернется.
Сергей СЕРГЕЕВ, генерал-майор милиции, начальник УГИБДД ГУВД Московской области:
— На мой взгляд, введение различных подкатегорий, а уж тем более прав на мопеды и скутеры, назрело давно. ДТП с участием последних на наших дорогах происходят все чаще. А если учесть, что иные скутеры по своим параметрам приближаются к легким мотоциклам, то экзаменовать их владельцев просто жизненно необходимо.
Другое дело, что с некоторыми проблемами столкнутся автошколы — им придется серьезно пересматривать и методики обучения, и техническую базу подготовки будущих водителей. Хотя в конечном итоге и это пойдет на пользу безопасности дорожного движения. Ведь, согласитесь, навыки управления, например, легким и тяжелым мотоциклами, у которых только разница в весе составляет 300—400 кг, совершенно разные и требуют разных подходов в обучении.
Понятно, что с переходом на новую систему с ее более жесткими требованиями к соискателю водительской лицензии становится совершенно невозможным самостоятельное обучение вождению. Которое, впрочем, учитывая современные дорожные реалии, изжило себя давно, и законодательное запрещение экстерната только фиксирует сложившееся положение вещей. Поэтому, уверен, не надо драматизировать ситуацию и искать в законопроекте чьи-то козни, направленные против обывателя. Новые правила, наоборот, еще больше интегрируют нас с европейским сообществом, которое прилагает немалые усилия к повышению безопасности дорожного движения.