Автомобили после наводнений на вторичном рынке случаются довольно часто — реки регулярно выходят из берегов не только в Европе (в этом году вода прошлась по притокам Дуная и в Польше), но и в России. Поэтому новинкой «утопленники» для автомастеров не являются — но и приятного в них для сервисменов ничего, откровенно говоря, нет.
- Клиентам с «утопленниками» советую, если честно, отремонтировать их для продажи и поскорее избавиться от автомобиля, - рассказывает Михаил Доброгорский, автомастер из Санкт-Петербурга. - Вообще говоря, машина может пострадать от воды не только в результате наводнения. Например, хозяин штурмовал глубокую лужу или ручей, не рассчитав глубину. Или еще проще: забились дренажные отверстия, и дождевая вода из полостей «льет» на пол салона, под коврики. Во всех случаях картина, если вы не приехали сушить машину буквально на следующий же день, печальная.
По словам собеседника «МК», два главных следствия подтопления автомобиля — коррозия элементов кузова (полы и внутренние полости на большинстве моделей штатно не защищают антикором) и, что еще важнее, проблемы с электрикой. «На полу салона и в его нижней части проходят практически все жгуты проводки, там же расположены контактные группы, - рассказывает сервисмен. - А если залило еще и «мозги» - электронные блоки — то ситуация еще хуже. Чтобы автомобиль после этого был таким же надежным, как раньше, всю поврежденную водой электронику нужно, по-хорошему, заменить. Даже если она вроде бы работает: никто не знает, когда она вдруг ни с того ни с сего выйдет из строя. Поэтому если не хотите, чтобы машина встала на дороге в произвольном месте — нужно все менять».
Стоимость всех компонентов, необходимых для обновления электроники современного автомобиля, и в «мирное» время достигала сотен тысяч рублей — сейчас, учитывая проблемы с поставками, можно не уложиться и в миллион (особенно если речь идет о премиум-классе). К тому же время ожидания нужных компонентов может измеряться месяцами. Ну, или можно смириться с ненадежностью техники…
Что касается более «грубых» компонентов — ходовой, тормозов, салона, кузова, двигателя — их работоспособность при покупке автомобиля легче проверить. Хотя «лечить» все это не менее сложно: салон проще, опять же, заменить, а вот кузов, будучи единожды затопленным, будет «хворать» всю оставшуюся жизнь.
- Коррозию помогает остановить, как ни странно, дедовский способ: при снятых обивках салона все внутри обмазывается расплавленным пушечным салом, - рассказывает Доброгорский. - Правда, способ этот довольно грязный, не все клиенты на такое соглашаются. Но автомобиль живет после этого достаточно долго…
Все-таки самый лучший способ решения проблем «утопленника» - не покупать такой автомобиль. Однако продавцы могут достаточно искусно маскировать такую технику — так, что лишь профессионал заметит подвох.
- Для меня выставленная по низу рынка внешне хорошая машина — это уже желтая лампочка, хотя и не красная, - говорит специалист по подбору подержанных автомобилей Алексей Островский. - Почему это она, такая красивая, продается дешевле, чем можно было бы? Если она вот сейчас приехала с европейского рынка — надо ее с пристрастием рассмотреть на предмет затопления.
Прямой ответ на вопрос, пострадала машина от наводнения или нет, даст лишь осмотр полов автомобиля со снятыми ковриками обивки. Правда, не всякий продавец даст покупателю настолько глубоко «проникать» в еще не приобретенный автомобиль. А косвенными признаками могут быть порыжевшие тормозные диски (хотя поверхностная ржавчина на них может быть и просто от долгого стояния), любые неисправности электрики, а также… слишком свежий салон, то есть замененные коврики, перетянутые сиденья и так далее.