Классическим «подставам» - инсценировкам мелкого ДТП, после которого с формального виновника (а по сути — жертвы) требуют «компенсации» наличными на месте — не менее четверти века. Базовых сценариев несколько: имитация столкновения на трассе (любимая мошенниками — МКАД), притворный «наезд» на ногу якобы случайного пешехода и еще пара менее распространенных. Но базовые схемы варьируются с течением времени — аферисты учитывают внедрение камер видеофиксации, распространение смартфонов и т.п.
Современный вариант схемы с притворным мелким ДТП, по словам экспертов, выглядит так: автомобиль злоумышленников будто бы «зависает» на въезде во двор, частично оставив корму в полосе движения. Удар имитируется броском картофелины или подобного предмета в корпус автомобиля жертвы: внутри слышно, что «что-то произошло», но не слишком понятно, что именно. Затем «подставщики» догоняют автомобиль жертвы и обвиняют водителя в том, что он оставил место ДТП: за это полагается лишение водительских прав на 1,5 года.
«Схема не новая, но прекрасно работает», - отмечает эксперт Александр Шумский, добавляя, что чаще других жертвами мошенников становятся пожилые водители. Психологически обрабатывая «клиента», аферисты требуют рассчитаться наличными (если их нет, предлагают доехать до банкомата). В качестве доказательства своей правоты они звонят в «страховую компанию», где подтверждают, что аварийным комиссарам уже якобы известно об оставлении места аварии. Жертву могут и припугнуть связями в судах или органах власти.
«Весь расчет на то, чтобы пустить пыль в глаза, быстро дезориентировать жертву, вынудить согласиться с виной и заплатить кэш», - отмечает Шумский. Он советует не соглашаться с мошенниками и настаивать на выплатах по ОСАГО и вызывать ДПС, даже если уже успели отъехать от места предполагаемого ДТП: в этом случае суд не признает это оставлением места происшествия. «В этот момент мошенники предпочитают ретироваться», - полагает эксперт.
- Современные автоподставщики могут вести себя более цивилизованно, даже интеллигентно, чем двадцать лет назад, - рассказывает аварийный комиссар одной из страховых компаний Никита Сарычев. - Это следствие распространения смартфонов и регистраторов: они знают, что прямые угрозы могут быть засняты на видео и направлены в правоохранительные органы. Поэтому всем и всегда советую пользоваться регистратором, а в конфликтных случаях вести видеосъемку и телефоном. Иногда этого даже хватает, чтобы мошенники решили не связываться с вами и сбежали.
Выходить из машины в таком случае нужно осторожно, советует аварийный комиссар: если вам попались аферисты «старой формации» либо еще не освоившиеся в мегаполисе, видеосъемка может вызвать всплеск агрессии. Самый безопасный вариант, если к вам подбежали люди и начали скандалить по поводу якобы совершенного ДТП — остановиться в ближайшем разрешенном месте и, не вступая с такими людьми в диалог, вызвать дорожную полицию по телефону 112.
- Было или нет соприкосновение, определить в принципе можно, но я бы советовал выходить и исследовать бамперы лишь тогда, когда это безопасно, - добавляет специалист по подержанным автомобилям Алексей Островский. - Вообще же потертость на бампере чужой машины или даже трещина ничего не значит, если на вашем автомобиле нет «ответных» следов. Цвет этих следов должен, кстати, совпадать с цветом «пострадавшей» машины, это азбучные истины, но иногда люди на нервах забывают такие вещи.
Если ДТП представляется не «подставой», а настоящей аварией, приблизительную стоимость ремонта можно определить, позвонив в профильный автосервис — только найдите его телефон самостоятельно, не пользуясь теми контактами, которые предложит «пострадавшая» сторона, советует Островский. При этом все-таки необходимо будет оформить хотя бы европротокол — только это гарантирует от заявления об оставлении места ДТП, которое может оставить пострадавший, если обратится за ремонтом в свою страховую компанию.