МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Скручивание» пробега может стать правонарушением

За подобные действия при продаже автомобилей хотят ввести крупные штрафы

Корректировка (скручивание) пробега на подержанных автомобилях может стать наказуемой: штрафы за это в размере до 1 млн рублей (с физлиц — до 300 тысяч рублей) предложено внести в КоАП. Об этом просят правительство и законодателей автомобильные дилеры, активизировавшиеся в последний год на рынке б/у авто. Скручивание пробега действительно стало в России рутиной. Как это делается, кому это нужно и чем нововведение грозит честным автовладельцам — выяснил «МК».

Внести поправки в КоАП о штрафах за корректировку пробега законодателям предлагает ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Ставки штрафов, по словам вице-президента ассоциации Алексея Подщеколдина, предполагаются такие: с физлиц — до 300 тысяч рублей, с юридических лиц — до 1 млн рублей.

Как отметил Подщеколдин, на данный момент в России такие действия де-факто ненаказуемы. Скручивание пробега можно рассматривать как состав ч. 1. ст. 7.27.1 КоАП «Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния»; при этом штраф по этой статье составляет до пятикратной величины причиненного ущерба, но не меньше 5000 рублей. Однако такой правоприменительной практики почти нет.

По оценкам вице-президента РОАД, около 80% подержанных автомобилей продаются со скорректированным пробегом. Добавим к этому, что речь может идти не только о скручивании «лишних» тысяч километров (что делается, очевидно, ради повышения продажной цены и привлечения покупателей), но и о «накрутке» пробега. К таким методам прибегают эксплуатанты корпоративных автопарков — таким методом можно списывать на вверенные автомобили больше горючего либо ускоренно амортизировать машины для списания и продажи.

— Методики коррекции одометра существуют для автомобилей всех поколений и производителей, — рассказал «МК» эксперт по подбору подержанных авто Алексей Островский. — Но, безусловно, сложность этой манипуляции на авто разных марок и разного возраста отличается. Например, традиционно сложно скрутить пробег на Volvo, есть некоторые сложности с Mercedes и BMW — они связаны с тем, что на этих машинах пробег фиксируется сразу в нескольких блоках и «скрутить» его во всех местах фиксации может лишь обладатель специального дилерского оборудования. А вот у японских и корейских авто эта манипуляция традиционно легкая. Что касается «Лад», то одно время у нас даже в открытой продаже были приборы для коррекции пробега, и они работают.

Ценность цифр пробега для знающего покупателя подержанного авто невелика, подчеркнул собеседник «МК». Ухоженный автомобиль с пробегом больше 350 тысяч километров может быть в лучшем состоянии, чем запущенный с пробегом чуть более 100 тысяч. Иногда, по словам эксперта, автомобиль солидного возраста с малым пробегом (например, 40–50 тысяч километров за 10–15 лет) может настораживать больше, чем тот, что ездил в такси.

— Это звучит странно, но часто у бывших такси с астрономическими пробегами двигатели в лучшем состоянии, чем у машин, прошедших за много лет до 100 тысяч километров, — подчеркивает Островский. — Тут важно, как ездил данный экземпляр: одно дело, если речь идет о еженедельных пробегах на дачу летом, и совсем другое — если каждый день, в том числе зимой, на этой машине ездили по 2 километра в детский сад и потом еще 5 км до работы. Во втором случае двигатель, скорее всего, прогревали мало и плохо, отсюда закоксованность, затем расход масла и износ двигателя в целом.

Между тем криминализация корректировки пробега может оказаться еще одним рычагом давления на автовладельцев, предположил эксперт. Например, при приеме автомобиля в трейд-ин (когда владелец уже сдал его в руки диагностам-электрикам) продавцу могут сказать: да у вас, по всему видно, скручен пробег! А вы знаете, что за это бывает? Но за соответствующую сумму мы сможем «закрыть глаза» на это и сделать «ровно».

— Кстати говоря, есть и другие варианты, при которых честного автовладельца могут обвинить в скрутке одометра, — рассказал Алексей Островский. — Во-первых, как будет оформляться замена приборного щитка на подержанный, на котором отображен другой пробег? Во-вторых, очень часто пробег автомобиля от фонаря пишут в своих документах страховщики, особенно распространено это было несколько лет назад. Эти цифры попадают в отчеты по автомобилю, которые может заказать покупатель, и создают путаницу, подсвечивая «подозрение на коррекцию пробега».

Между тем у самих дилеров есть все оборудование для того, чтобы скорректировать одометр «бесследно». Интересно, что сейчас лучше других оказались защищены от таких манипуляций продавцы и покупатели старых авто с аналоговыми одометрами. Специалисты по ремонту аналоговых приборов в современных автосервисах стали большой редкостью — а значит, и «скрутить» пробег, не повредив сам одометр, стало трудно.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах