Сразу стоит напомнить, что с начала весны этого года вступили в силу правила дорожного движения для этих видов транспорта. Во-первых, у них есть ограничения по массе — до 35 кг. Если масса превышена, то они не имеют права заезжать на тротуары, велосипедные и пешеходные дорожки.
Во-вторых, если водитель СИМ въезжает на тротуар, приоритет в движении — у пешеходов. Поэтому самокатчик или владелец моноколеса должен соотносить скорость своего средства мобильности со скоростью движения людей, которые передвигаются по тротуарам традиционным способом.
А если водитель СИМ хочет прокатиться по проезжей части, то сделать это он может только на трассах, где скорость движения авто ограничена 60 км/ч.
Есть и еще два дополнительных условия: выезжать на автодорогу могут только водители, которым исполнилось 14 лет, и только на ту, по которой разрешено движение велосипедистов. И еще одно важное правило: при пересечении дороги по пешеходному переходу самокатчики, как и велосипедисты, должны спешиваться. Но вот с контролем за соблюдением этих правил существуют определенные сложности
Открывая заседание, спикер МГД Алексей Шапошников рассказал, что за последние несколько лет количество электросамокатов в Москве сильно увеличилось. Только в прошлом году прокатчики предлагали горожанам 40 тысяч электронных самокатов. По сравнению с 2018 годом, когда в городе запустили систему кикшеринга, их количество возросло в 13 раз. И, по данным Дептранса, в 2022 году москвичи совершили более 26 миллионов поездок.
О проблемах, связанных с появлением с появлением нового вида транспорта рассказал заместитель главы Центра организации дорожного движения по развитию и совершенствованию велосипедного и пешеходного пространства Магомед Калгаев. Заметно выросло количество аварий с участием самокатчиков Правда, аварийность, по его словам, не пропорциональна увеличению числа транспортных средств и поездок, так что панике поддаваться не стоит. Он отметил, что 40% аварий происходит из-за того, что любители СИМ не спешиваются на переходах, 22% происходит в те моменты, когда они выезжают с прилегающих к большим трассам территорий, 17% случается во дворах.
Руководитель столичного главка ГИБДД Александр Быков рассказал о работе, которую власти проводят для предотвращения инцидентов с самокатами. Так, в популярных местах начала и завершения поездок устанавливаются видеокамеры. Все прокатные СИМ настроены так, что разрешенная скорость не превышается. Кроме того, в столице есть 190 зон, в которых снижение скорости самокатов происходит автоматически. Кстати, Москва — первый город, в котором появились такие «медленные зоны». В дальнейшем их количество станет больше, и не только в столице.
Все участники круглого стола сошлись на том, что изменения в ПДД – это только первый шаг в решении вопроса СИМ.
- На этом работа не заканчивается, а выходит на новый этап, - отметил Алексей Шапошников. - И ее важность будет только возрастать, как и популярность СИМ.
Глава МГД обратил внимание на то, что сейчас не урегулирован вопрос с ездой самокатчиков по паркам, на территории которых ПДД не действуют.
По словам заместителя главы Департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимира Луговенко, на следующем этапе законотворческой деятельности нужно будет установить ответственность за правонарушения, совершаемые самокатчиками, для этого нужно будет внести изменения в КоАП.
Кроме того, по итогам круглого стола было принято решение о дальнейшем развитии в Москве велоинфраструктуры, которой могут пользоваться и водители СИМ. Сейчас протяженность велодорожек в Москве - 473 км, чуть меньше половины из них — на улично-дорожной сети. Кроме того, в столице не первый год существуют планы по прокладке «зеленого кольца», веломаршрута, который свяжет между собой все парки и зеленые зоны города. Спикер МГД предложил обсудить этот проект на площадке городского парламента.