Переход через «ноль» для автомобиля и дорог скверно, двадцатиградусный или более суровый мороз — тоже. А хуже всего быстрое «переключение» между одним и другим состоянием. Без спецмер не обойтись.
- В зоне риска — все элементы, где есть жидкость или те, что контактируют с жидкостями, - говорит владелец столичного автосервиса Сурен Баблоян. - А это практически весь автомобиль. Кузов, который соприкасается с водой, снегом и льдом, топливная, смазочная система. Все резиновые элементы: в каучуке содержится вода. Тормозная система — все под угрозой.
Обычное открывание дверей в мороз после оттепели может нанести автомобилю ущерб на несколько тысяч рублей, рассказал сервисмен. Речь о примерзании уплотнителей, которые могут при резком открывании в мороз оторваться «с мясом».
Чтобы этого не произошло, нужно еще до мороза открыть все двери, включая багажник, протереть «резинки» насухо, потом смазать силиконовым «антипримерзателем». Чаще всего такие составы продаются в виде карандашей.
Антиобледенитель на основе спиртов и масел стоит «прыснуть» и во все замки, если они на автомобиле есть. Никогда не знаешь, когда может понадобиться резервная система отпирания — даже если вы всегда пользуетесь не ключом, а сигнализацией.
- Вспомните, какое у вас залито масло, - говорит Баблоян. - Если вы залили летнее, более вязкое, то в -5 - -10 проблем не будет, а вот в -20 и -30 возможны последствия. Поэтому если двигатель с большой степенью сжатия, малого объема и с турбиной, в общем, современный мотор, то в -20 и ниже нельзя ездить на летнем варианте масла. Нужно заменить, причем еще по теплу или в теплом гараже.
С антифризом подобных «фокусов» не бывает (если он не слишком разбавлен… Вы уверены, что не доливали его водой летом?). Зато они возможны с самой важной жидкостью в автомобиле — горючим, говорит эксперт. С «летней» соляркой в баке дизельный мотор при -20 градусах работать будет плохо — поэтому если вы редко ездите на дизельном авто и последний раз заправляли его осенью, стоит остеречься и не выезжать до новой оттепели.
- На сильном морозе становятся хрупкими всевозможные пыльники, - отмечает собеседник «МК». - Причем сейчас оригинальных может не быть в наличии, «резинки» подвески стоит поберечь.
Что это значит? Что в мороз нужно хорошо прогреть автомобиль и, тронувшись с места, не ехать сразу в активном режиме. Иначе будут минимум микротрещины, а может быть, и прорывы пыльников. Бывает, что на автомобилях с пробегом до 100 тысяч километров из-за этого «приговариваются» ШРУСы и другие ответственные детали.
Отъезжая в мороз, нужно проверить тормозную систему, напоминает инструктор по вождению Юрий Павловский. Во-первых, возможно примерзание некоторых деталей друг к другу (и тогда, например, может внезапно не сработать «ручник»). Во-вторых, всегда нелишне узнать «сегодняшний» коэффициент сцепления колес с поверхностью. Если машина сегодня едет «как на лыжах» - вести себя за рулем нужно соответственно. Или, может быть, и вовсе поставить автомобиль обратно на стоянку: железо и, тем более, здоровье важнее.