Для человека, который еще недавно считал, что машина бывает только новая, и нацеливался в салоне на автомобиль среднего класса — самым разумным будет смирить свои амбиции и купить новую «Ладу». Такой парадоксальный, на первый взгляд, совет дает Александр Оленев, владелец частного автосервиса, подбирающий и ремонтирующий б/у машины уже почти 30 лет. «Сделайте так, даже если придется купить машину с «механикой» вместо «автомата», - говорит эксперт. - Научиться ездить на «механике», поверьте, проще, чем научиться обслуживать подержанную машину, если до этого вы ездили только на новых гарантийных авто».
Но если такой вариант не подходит — например, вам обязательно нужна т.н. «приличная машина» - тогда, что называется, добро пожаловать в интересный, но опасный мир выбора подержанных авто. Который действительно имеет мало отношения к привычному для владельца новой иномарки образу жизни.
Экзотика — игра для профи
Первым делом нужно грамотно поставить задачу, советует эксперт. «Если человеку нужна среднестатистическая машина, чтобы прилично выглядела и надежно ездила, я бы предпочел брать или «немцев», или «японцев», - говорит Александр Оленев. - С «французами» все сложнее, нужно действовать очень аккуратно, избирательно, вникать в конкретные модели и их свойства».
Что касается «корейцев», то у них, по словам эксперта, по-прежнему меньше ресурс, чем у европейских и японских марок. Если речь идет о 6 — 8-летних машинах, то за те же деньги корейское авто стоит покупать, если оно на 2 — 4 года моложе. Но поскольку такого дисконта на эти марки не дают, лучше с подержанными «корейцами» вовсе не связываться: остаточный срок жизни у них заметно меньше.
Праворульные японские авто имеет смысл приобретать в тех сегментах, где у них практически нет конкуренции: минивэны, микроавтомобили («кей-кары»). В остальных же случаях — лучше предпочесть более распространенные в России модели: на машины с японского внутреннего рынка новых неоригинальных запчастей, особенно кузовных и оптики, просто нет, все нужно «тащить» из Японии. Если с поставками будет «туго» - автомобиль может встать.
Наконец, совсем специфичный вариант для вторичного рынка - «китайцы». Это, по словам Оленева, по-прежнему машина одного хозяина. Десятилетних китайских машин нет ни в продаже, ни на улицах — куда они делись? Увы, во множестве своем — в металлоломе, либо догнивают на огородах в регионах.
Что касается американских, британских марок и тому подобной экзотики и «премиума» - это, предупреждает эксперт, игра для профессионалов. Стоимость обслуживания сложных и капризных автомобилей (а в российском климате любой сложный автомобиль с возрастом становится капризным) запредельна, а выйти из строя может все, что угодно. Например, одна из моделей «Ягуара» имеет сервопривод педального узла — чтобы не мешать входу и выходу из машины, педали в парковочном положении «уезжают» из-под ног. Стоит закапризничать этому приводу, а это возможно из-за попадания влаги — автомобиль обездвижен...
Купить и не облажаться
- Типичная ошибка тех, кто пересаживается с новых машин на подержанные — стремление любой ценой купить наиболее «свежую» машину, - рассказывает Александр Оленев. - Дело в том, что при равной цене «трехлетка» будет очевидно более «ушатанной», чем «пятилетка». В лучшем случае это будет автомобиль из-под такси, с космическими пробегами. В худшем — возможны еще более интересные (и грустные) варианты.
На что же смотреть — на состояние? Да, если у вас есть соответствующий опыт. А если нет — то смотреть, говорит эксперт, надо прежде всего в глаза продавцу.
Продавцов можно разделить на несколько категорий. Первая и самая соблазнительная для привычных к новым машинам — салоны. Так вот: идти за подержанной машиной в салон — ошибка. Пусть сотрудники салонов пишут в объявлениях, что их автомобили проходят проверку по 148 пунктам — продать «ведро» через салон по-прежнему проще, чем с рук на руки. Пусть проданная через салон машина не громыхает подвеской — кто поручится, что ее правильно содержали, а не «подшаманили на продажу» самыми дешевыми запчастями, которые продержатся несколько сотен километров?
- В салонах, особенно в больших трейд-инах, бывают и хорошие подержанные автомобили, но до открытой продажи они не доходят, - рассказывает эксперт. - Аккуратные машины разбирают сами сотрудники, их родные и близкие. Если никому из «совсем своих» не нужно, могут предложить друзьям и знакомым. Мне не раз предлагали неплохие варианты со словами: «мне сейчас не надо, но машина хорошая — не выставлять же!».
Такой вариант можно попробовать «выловить», но для этого нужно найти знакомых людей в автосалонах — и быть готовым, как в советской комиссионке, приплатить за то, что хороший вариант «попридержали».
По объявлениям же лучше всего покупать прямо с рук — причем без посредников. «Первый вопрос, который нужно задать продавцу: какое отношение он имеет к продаваемой машине? - советует Александр Оленев. - Это должен быть лично хозяин, а не брат-сват-друг. Если отвечает, что хозяин — попросите документы: имя владельца в ПТС должно совпадать с паспортом. Если он говорит, что «да, я хозяин», но машина оформлена на другое лицо — значит, он не хозяин». Кроме того — неплохо бы определить по «косвенным уликам», пользуется ли продавец данным автомобилем или просто подготовил его к продаже и не трогает. Хороший тест для этого — попросить встретить на этой машине у метро.
И самое сложное: выбирая автомобиль самостоятельно, крайне важно отсмотреть «вживую» хотя бы 8 — 10 экземпляров. И, как бы ни хотелось, не приобретать ни первую, ни вторую, ни третью машину. Делать выводы о марке и модели на основании одного просмотренного экземпляра тоже не стоит: машины, хоть и «железные», обладают каждая своей «атмосферой». И это не мистика, а суровая реальность.
Звериный сервисный оскал
Новичков в мире вторичного авторынка ждет, по словам эксперта, «звериный оскал отечественного сервиса». Конечно, и дилеры, обслуживающие новые машины, не подарок: тарифы у них высокие, возможно жульничество — например, бывает так, что «официалы» просто не меняют масло в двигателе. Ведь много ли владельцев полезут за щупом, принимая машину с регламентного ТО? Но у дилеров, в силу их статуса, есть жесткие регламенты — например, какие и откуда брать запчасти. А вот у неавторизованных сервисов, куда, скорее всего, и поедет владелец подержанной машины, свободы куда больше.
«В связи с мощной конкуренцией поднимать цены на работы сейчас не получится, - уверен владелец автосервиса Сурен Баблоян. - А вот покупать запчасти, ориентируясь, скажем прямо, не на ресурс и надежность — некоторые нечестные сервисмены могут». Причем клиент заплатит по «среднерыночной» цене приличной запчасти. Чтобы избежать этого, владельцу машины придется освоить самостоятельный заказ и покупку запчастей — с этой «магией» те, кто привык к новым машинам, часто не знакомы.
Теоретически все просто: для заказа запчастей разных производителей существуют многочисленные агрегаторы. Но заказывать приходится по каталожному номеру — и в этом есть некоторая загвоздка. Вначале стоит попробовать подобрать запчасти по VIN – серийному номеру автомобиля, указанному в ПТС. Правда, удобных каталогов, особенно на машины последних 10 лет выпуска, в открытом доступе нет. Во многих случаях проще обратиться к менеджеру в магазине запчастей для иномарки: он поможет найти нужный номер в платных каталогах, к которым есть доступ обычно в магазинах и сервисах.
А зная каталожный номер, можно уже увидеть, какие варианты предлагаются. И выбрать, исходя из цены и качества. Правда, чтобы выбрать из нескольких вариантов «неоригинала» разной степени солидности — тоже неплохо бы иметь опыт…
«Самое главное: оставаться полным «чайником» с подержанной машиной не получится, - говорит сервисмен. - Волей-неволей придется понять ее, научиться слышать звуки, проверять уровень жидкостей и тому подобное. И тогда в б/у машине нет ничего страшного».