Сумма штрафа — если успеть оплатить в течение «льготных» 20 суток — 500 рублей, как 20 лет назад, когда «за ремень» начали образцово-показательно наказывать гаишники и тем самым приучили водителей пристегиваться. А вообще-то ставку штрафа повысили до тысячи. Но самое главное не в этом, а в неотвратимости. В 2000-е годы, пока 500-рублевые штрафы выглядели достаточно внушительно, инспекторы исправно взимали их, а позже — на фоне значительного сокращения числа и постов, и самих патрульных — как-то перестали, сосредоточившись на «лишенческих» статьях типа «пьянки» и «встречки».
- Ситуация такая же, как с многими другими нарушениями: несколько раз в год проводятся рейды «Ремень безопасности», в ходе их выявляются нарушения, взимаются штрафы, - рассказал «МК» сотрудник ДПС Дмитровского района Подмосковья. - Вне рейдов заниматься такими нарушениями фактически некому: личный состав занят, прежде всего, оформлением ДТП, затем пресекает наиболее тяжкие, общественно опасные нарушения — это вождение в нетрезвом виде и другие.
Но раньше и превышение скорости фиксировалось, в основном, инспекторами ДПС с ручными радарами, а потом пришла эра камер, и неотвратимость заметно выросла, а с ней пришло и «успокоение трафика». Таким же образом решили, в конце концов, поступить и с ремнями (а равно и статьей о разговорах по телефону во время движения): проще и выгоднее «научить» камеры видеть и эти нарушения, чем вновь увеличивать штатный состав гаишников. Поэтому в Москве уже около двух лет работают камеры, фиксирующие непристегнутый ремень и разговоры по телефону за рулем. Уже в первой половине 2021 года столичная ГИБДД рапортовала о более чем 50 тысячах таких штрафов — следовательно, общее число их наверняка перевалило за сотню тысяч.
До недавнего времени в столице было чуть меньше 30 камер, настроенных на выявление непристегнутого ремня и разговоров по телефону (то есть на телефон около уха). «За последние месяцы добавилось еще несколько десятков комплексов, - рассказал «МК» сотрудник компании — подрядчика Департамента информационных технологий. - Как правило, новый функционал появляется во время плановой замены, апгрейда или установки новых камер: требуются определенные технические параметры устройства. Большинство камер первых поколений невозможно «перепрошить» для распознавания непристегнутого ремня: не хватает разрешающей способности в тенях».
Одна из известных проблем этого решения — ложное «срабатывание» алгоритма, в результате чего приходят штрафы людям, которые добросовестно пристегнулись ремнями. Напомним, штраф «прилетает» в том числе за непристегнутого пассажира — правда, на автомобиль целиком камера за один раз накладывает только один штраф. И еще: если автомобиль одновременно с этим нарушением превышает скорость или пересекает разметку, то применяется наказание «за скорость» или «за разметку».
- Пришел неделю назад штраф за непристегнутую тещу, - рассказал москвич Иван Николаев. - Она никогда не пользуется ремнями безопасности, не привыкла. А от гаишников, говорит, всегда смогу «отбрехаться». Теперь, видимо, придется ее сажать только сзади — если на нашем дачном маршруте завелись такие камеры, будут постоянные штрафы.
- Черный салон, черная одежда и черный ремень — в результате получается штраф ни за что, - рассказывает юрист Ольга Ермакова. - Меня «обилетили» еще год назад. Удалось обжаловать, но отмечу, что это муторная процедура. Правда, мне, как юристу, писать заявления и ходить по инстанциям привычно. Но не все же имеют прокачанные навыки жалобщика! В общем, если камеры начнут штрафовать за ремни массово, будет проблема с валом обжалований.
Учитывая, что штраф не слишком велик по московским меркам, многие, вероятно, предпочтут его заплатить. Но это если речь идет об однократном «глюке» системы — а если какое-то сочетание автомобиля и одежды будет «сбоить» всегда? Каждый день по 1000 и даже по 500 рублей не наплатишься — значит, нужно какое-то решение.
- В теории каждый может индивидуально «застраховаться» от сбоя камеры, надев на ремень контрастный — например, белый или оранжевый — чехол, - рассказал сотрудник подрядчика ДИТ. - Тогда с некоторой гарантией ложных срабатываний не будет.
По словам разработчика, особенно велик риск сбоев камер в дождливую, малоконтрастную погоду и межсезонье. Учитывая, сколько таких дней в среднерусском году, кажется, мы знаем неплохую идею для бизнеса. Светоотражающие накладки на ремни — каково?