МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Контроль средней скорости может стать основным инструментом для наказания водителей

Уже скоро мы можем столкнуться с реальными ограничениями скорости на платных трассах

В России продолжает развиваться «штрафная экономика», по крайней мере, применительно к автомобилистам: даже по итогам ковидного 2020 года было наложено штрафов на 117 млрд рублей. В основном, это результаты автоматических камер контроля скорости. Похоже, скоро обходить их станет еще сложнее: недавнее исследование НИУ ВШЭ говорит, что перспективные камеры «средней скорости» можно миновать без штрафа, только если ехать медленнее.

Фото: Наталья Мущинкина

Исследование, которое провел Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ – точнее, его второй этап – получилось вполне оптимистичным для тех, кто продвигает и устанавливает комплексы измерения средней скорости. Напомним, что принцип действия таких комплексов очень простой: если ты добрался из точки А в точку В раньше, чем это возможно при соблюдении средней скорости в пределах лимита – ты нарушитель и получаешь штраф.

«Метод получил широкое применение в мире, а согласно данным европейских исследований, контроль средней скорости оказывает существенное влияние на снижение аварийности и приводит почти к всеобщему соблюдению скоростного режима и минимальному количеству нарушений (в некоторых случаях менее 1% участников движения)», - поясняют авторы исследования.

По заключению транспортников, контроль средней скорости имеет ряд преимуществ перед мгновенным контролем (измерением скорости под камерой). Во-первых, движение становится более равномерным (особенно на трассах), во-вторых, нет эффекта «кенгуру» - резкого торможения перед камерами: это становится бессмысленным.

Устанавливать камеры контроля средней скорости, утверждают в Институте экономики транспорта, в первую очередь лучше там и тогда, «когда скорости движения транспортных средств выше, и фактор превышения разрешенной скорости как условие развития аварийной ситуации становится более существенным: в летний период, в ночное время суток, за пределами населенных пунктов».

Полевые испытания в Подмосковье показали, что в местах установки камер контроля средней скорости количество столкновений снижается до 13 раз по сравнению с участками без средств контроля средней скорости, а количество погибших снижается в 4,5 раза. По сравнению с камерами мгновенного контроля камеры, измеряющие среднюю скорость, снижают аварийность в 1,3 – 1,6 раза.

В довершение исследователи приводят еще один аргумент в пользу камер измерения средней скорости: парой камер можно контролировать протяженный участок трассы, особенно если речь идет о дороге, с которой нет съездов. Именно таковы автомагистрали, в том числе платные.

- Давно прорабатывается вопрос о том, чтобы контролировать скорость передвижения по платным трассам, - рассказал «МК» источник в столичном главке ГИБДД. – И понятно, что превышение может быть значительным: мало кто на скоростной дороге держится в пределах скоростных лимитов. Но есть два основных препятствия: во-первых, это неформальный общественный договор: платишь за дорогу, не тревожишься о камерах. Во-вторых, операторам не хотелось оснащать платные дороги еще и контролем скорости.

Оба довода «не железобетонные», заметим: общественный договор можно и пересмотреть (примеры известны), а инфраструктура измерения скорости может быть – при условии включения контроля средней скорости – минимальной. Так что уже скоро мы можем столкнуться с реальными ограничениями скорости на платных трассах.

А вот в городах будет комбинация всех инструментов. И тоже по науке.

«Наибольшего снижения аварийности можно достичь только в совокупности использования камер контроля средней и мгновенной скорости, — отметил Михаил Блинкин, профессор ВШЭ, член правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, — при этом повсюду, где технологические возможности позволяют измерить дистанционную (среднюю) скорость, именно этот показатель должен использоваться для контроля скоростного режима».

МВД России полагает преждевременным решение о законодательном закреплении административной ответственности за нарушение средней скорости движения. "В связи с наличием в российском законодательстве правовых пробелов, связанных с установлением места совершения правонарушения, определения соответствующей территориальной подсудности при рассмотрении жалоб на постановления должностных лиц (например, при нахождении протяженного участка дороги на территории, подведомственной двум судам) и соответствующей позицией Верховного суда Российской Федерации".

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах