«Линька» разметки проводится только на регулируемых зебрах, отметили в пресс-службе Комплекса городского хозяйства Москвы. Там, где светофора нет, все пока остается по-старому. «Решение об отказе от использования желтого цвета при разметке регулируемых пешеходных переходов принято Центром организации дорожного движения (ЦОДД) в 2020 году, — подчеркнули в ведомстве. — Согласно проведенному исследованию, двойная разметка зебры снижает качество сцепления с асфальтом в дождливую погоду, что особенно важно для мотоциклистов».
Как сообщили коммунальщики, еще в прошлом году при текущем ремонте дорог желтые полосы на регулируемых зебрах не рисовали. Сейчас дошли руки до того, чтобы начать срезать их на существующих переходах. «Удаляют желтые полосы разметки с помощью фрез и ручных демаркировщиков, — отметили в Комплексе городского хозяйства. — Допускается срезка до 3 миллиметров слоя дорожного покрытия. Это не влияет на безопасность дорожного движения. После демаркировки белые полосы разметки обновляют свежей краской». Делают это обычно ночью, чтобы не затруднять движение.
— Лет 10 назад какой-то не очень умный человек решил, что использование дополнительного желтого цвета на переходах добавляет безопасности, — комментирует отказ от желтых полос глава экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский. — Исследования на этот счет не проводились, но требование быстро пропихнули в ГОСТы — и весь город изуродовали этой разметкой. В прошлом году Москва приняла волевое решение — отказаться от желтых линий на регулируемых переходах. На городских улицах и так слишком много отвлекающих факторов. Помимо знаков, светофоров есть еще реклама, яркие огни ТРЦ и т.д. Если мы добавляем еще и желтые полосы на дороге, то внимание рассеивается настолько, что человек физически перестает их различать.
Визуальная пестрота, отвлекающая водителей, — еще один важный недостаток бело-желтых зебр в дополнение к повышенной скользкости, подчеркнул Шумский. «Постепенно желтые полоски исчезнут и с нерегулируемых переходов, — резюмировал эксперт. — Такая мера хороша где-нибудь за городом, но в столице лучше использовать островки безопасности, шиканы и нормальное освещение».
— Когда желтые полосы на зебре вводились в ГОСТ, в этом был не только прагматический, но и символический смысл, — рассказал «МК» бывший сотрудник центрального аппарата ГИБДД, участвовавший в реформе разметки 2000-х годов. — Мы столкнулись с волной критики со стороны москвичей, которые начали массово ездить в Европу и оценили городскую среду западных столиц. Сделать разметку более видимой, более современной, уйти от «унылого советского облика» перехода — такая была задача. Решение, которое вошло в стандарт — дополнить зебру светоотражающими желтыми полосами, — широко использовалось и используется в Европе. Реформа прошла еще до того, как на Западе начали говорить о визуальном шуме. Сейчас об этом факторе заговорили и у нас — получается, что за прошедшие полтора десятилетия сменилась мода. А точнее — не только мода, но и поколения проектировщиков.
По словам эксперта, куда более насущной проблемой отечественной дорожной разметки является ее меньшая заметность в темное время суток. «И мы бились, и наши преемники сейчас бьются над тем, чтобы сделать разметку такой же заметной в темноте, как в Европе, — отметил проектировщик. — Где именно из-за высочайшего качества разметки во многих местах убирают дорожное освещение: оно просто не нужно, когда сверкает светоотражающая краска. В России так не получается делать по двум причинам: в первую очередь обильная дорожная грязь и пыль, которая покрывает все светоотражающие элементы, и во вторую очередь — качество самих материалов».
— Единственный реальный способ сделать заметной любую: и цветную, и монохромную разметку — это регулярная мойка проезжей части с применением специальных шампуней, — отметил собеседник «МК». — Однако здесь возникают уже экономические и экологические вопросы. За последние годы разметка в Москве значительно усложнилась, уход за ней и общее качество улучшились, но до идеала пока далеко.
— То, что убирают желтые полосы, действительно очень хорошо, — комментирует мотоциклист с двадцатилетним стажем Дмитрий Рыков. — Они довольно опасны в дождь, особенно для неопытных байкеров. Пока желтых полос не было, мы всегда проезжали между белых штрихов. К этому же вернемся и сейчас. Правда, на загородных трассах убрать желтые полосы не обещают — а там риск как раз самый высокий.
Тем временем Москва перенимает следующую актуальную европейскую моду — «успокоение трафика» зигзагообразной конфигурацией полос. Логика в этом опять простая: если нужно все время маневрировать в узком коридоре — придется снижать скорость, а это и необходимо в рамках борьбы за нулевую смертность в ДТП. Кому будут неудобны и опасны такие меры организации дорожного движения — нам еще предстоит узнать.