Внедрение алкозамков стало обсуждаемой новостью 29 июля, когда СМИ опубликовали сообщения о совещании Минпромторга с производителями автомобильного оборудования, на котором обсуждалась концепция оснащения всех продаваемых в России новых автомобилей устройствами, блокирующими запуск двигателя при наличии в выдохе водителя паров алкоголя. Как сообщается, концепция должна быть готова к концу 2020 года, алкозамки будут отечественного производства (их уже выпускает одна из фирм, участвовавших в совещании), стоимость таких устройств составит от 25 до 120 тысяч рублей. Помимо первичной покупки блокиратора вместе с автомобилем, прибор затем придется ежегодно поверять — за чей счет, не уточняется, но вполне вероятно, что платить за это будут автомобилисты.
Реакция автомобильного сообщества оказалась предсказуемой и на редкость единодушной: ничего такого не нужно, это пустая и вредная растрата денег. «Ежегодно в нетрезвом виде попадается 1% от всех автомобилистов страны, 99% водителей ездят трезвыми, - отмечает лидер автоправозащитного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. - Этот 1% надо ловить и наказывать. Почему 99% добропорядочных автомобилистов должны оплачивать чудо-приборы, которые потом еще и каждые полгода надо будет поверять, почему трезвые люди должны за свой счет ежедневно доказывать, что они трезвые - я не понимаю».
Представим, однако, что аргументы автомобилистов не были услышаны (это легко допустить — особенно после показательной в своем роде автокатастрофы, устроенной Михаилом Ефремовым в начале июля). В конце концов, Евросоюз на это решение уже согласился — с 2022 года все продаваемые в Европе автомобили будут иметь защиту от пьяного водителя. А в Швеции подобные системы действуют уже два десятилетия: там ими оснащают машины водителей, задержанных за пьяную езду, и грузовики. Но, так или иначе, на «броню» алкозамка уже имеются «снаряды»: российские автосервисы, как оказалось, уже знакомы с такими устройствами и умеют их отключать.
- Нет такого замка в автомобиле, который было бы невозможно открыть или обойти, - рассуждает электрик-диагностик одного из крупных сервисов, работающих с шведскими грузовыми автомобилями в Москве, уже знакомый с алкозамками. - Вопрос только в том, насколько дорого и насколько «красиво» с технологической точки зрения это сделать. Вариантов несколько — есть народные средства обхода такой проверки, есть грубое вмешательство в схемы автомобиля, есть решения, которые со стороны не увидит никто, кроме владельца и квалифицированного работника сервиса.
Первый метод, которым можно обойти алкозамок — имитация «чистого» выдоха. Поскольку встроенный в это устройство алкотестер обычно не замеряет концентрацию кислорода и углекислого газа, на его вход можно подать обычный воздух — нужно только обеспечить давление. На это способен почти любой насос для мячей или надувных матрасов с минимальными доработками. Кстати, даже если продвинутые системы ближайшего будущего научатся отличать воздух от выдоха, останется простейший «социальный» способ обмана системы: попросить «дыхнуть» трезвого друга или прохожего. В теории алкозамок можно совместить с камерой, идентифицирующей лицо водителя — такое устройство отсечет «помощь друга». Но эти устройства пока еще слишком дороги, чтобы стать стандартом, отмечает диагност.
- Через несколько лет эксплуатации алкозамок начинает глючить, - продолжает собеседник «МК». - И тут с ним можно разобраться дешево или красиво. Дешево — значит, мы обходим алкотестер электрическим способом. Важные для запуска электрические цепи идут мимо прибора, как будто его нет. Это возможно на старых моделях, самого начала 2000-х годов. А на более новых, где вся электрика идет через процессор по так называемой CAN-шине и где просто исключить из цепи алкозамок нельзя, приходится делать «красиво» - то есть применять чип-тюнинг. Это не все умеют, поэтому операция стоит денег — лично я беру около 10 тысяч рублей. Но зато никаких проблем на постах, прибор стоит на месте, проводка штатная.
За подобным тюнингом к российским мастерам обращаются даже водители иностранных грузовиков, рассказал мастер: в ЕС подобные манипуляции криминализированы, а «глючность» алкозамков со временем превращается в проблему (которую офицалы лечат долго и дорого). Если такие устройства «пропишутся» на легковых авто, их также можно будет обходить подобными способами — заметим, что практически все продаваемые на отечественном рынке легковые авто, в том числе нашей разработки, уже имеют упомянутую CAN-шину, так что вмешательство в их работу потребуется высокотехнологичное.
Остается заметить, что ложноположительные срабатывания алкозамков (то есть блокировку зажигания, даже если человек за рулем трезв) могут, судя по инструкции производителя этих устройств, произойти, если электроника «учует» запах духов, жидкости для полоскания рта, некоторых лекарств. Плотно обедать перед тем, как дышать в устройство, производитель тоже не рекомендует: сбои возможны и тут. А следующая попытка — не раньше, чем через полчаса. Все это тоже свидетельствует не в их пользу.