17 апреля Владимир Путин общался с народом в прямом эфире. Все, кто видел или слышал, как это было, дружно отметили спокойствие президента России, его уверенность в себе и своей правоте. Социологические службы чуть ли не каждый день приводят данные новых опросов общественного мнения, которые свидетельствуют о резком росте рейтинга главы государства, о незыблемости его позиций на местном политическом олимпе.
«Никакие «оранжевые революции» нам не страшны! Такое, как на Украине? Да что вы! Нет никаких оснований предполагать даже гипотетическую возможность чего-либо подобного в России! Народ сплотился вокруг власти после присоединения Крыма, патриотический энтузиазм охватил массы!» — в один голос повторяют политики и политологи разных школ и взглядов...
Но одновременно происходят события, которые подрывают веру в то, о чем говорят политики, политологи, социологи.
18 апреля Госдума приняла во втором чтении законопроект, который появился сразу после взрывов в Волгограде и предполагал усиление уголовной ответственности за преступления террористической направленности. Первое чтение он прошел 28 февраля, вскоре после того, как президент Янукович бежал из Киева и там произошла революция, но до того, как события в Крыму приняли необратимый характер. Теперь Крым уже российский, ситуация на Украине все больше напоминает хаос. А законопроект этот ко второму чтению приобрел отчетливо выраженный контрреволюционный характер. «Отчетливо выраженный» — это мягко говоря.
Судите сами. Вот статья 212 Уголовного кодекса, хорошо знакомая тем, кто следил и следит за ходом процесса над участниками событий на Болотной площади 6 мая 2012 года. Максимальное наказание за «организацию массовых беспорядков» ((ч. 1 ст. 212) сейчас — от 4 до 10 лет лишения свободы. А будет — от 8 до 15... Причем само это понятие — «массовые беспорядки» — расширяется. Признаками массовых беспорядков будут считаться не только насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества и применение оружия и взрывчатых веществ и взрывных устройств, но и использование «иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих». То есть практически любых — потому что при определенных обстоятельствах опасность для окружающих могут представлять те предметы и вещества, которые в обычных условиях вполне себе безобидны. А организацией беспорядков станет и «подготовка лица для организации беспорядков или участия в них».
Этот срок — от 8 до 15 лет лишения свободы — сопоставим с теми, что нынешняя редакция УК обещает террористам. Причем преступление это автоматически становится не просто тяжким, а особо тяжким.
Такая же логика («организатор массовых беспорядков равен террористу по степени общественной опасности») прослеживается и далее. Статья 212 дополняется совершенно новой частью, которая обещает лишение свободы на 5–10 лет и штраф до 500 тысяч рублей за «прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них». Что это такое? «Приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов организации массовых беспорядков, правил обращения с оружием, взрывными устройствами...» и «иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих».
Освободиться от ответственности можно лишь сообщив властям о том, что такая подготовка ведется, и оказав помощь «в выявлении других лиц, прошедших такое обучение»...
Вся эта красота усугубляется расширением полномочий ФСБ. Теперь сотрудники спецслужб получают право проверять документы, лично досматривать граждан и их вещи и транспортные средства, если у них, этих сотрудников, есть «достаточные основания подозревать их (граждан. — «МК») в совершении административных правонарушений или преступлений». Какие основания будут считаться «достаточными»? Кто его знает.
Справедливости ради надо сказать, что это предложение было в тексте законопроекта уже при внесении. И ко второму чтению право сотрудника ФСБ на обыск слегка ограничили: он получит его лишь в том случае, если подозревает гражданина в совершении преступлений и правонарушений, которые подведомственны ФСБ. Но сути дела это, скажем прямо, не меняет.
Разве что-нибудь мешает сейчас, при нынешних сроках и составах статьи 212 УК, сурово наказывать организаторов и участников массовых беспорядков? Разве срок в 10 лет — недостаточно жесткое наказание, чтобы сломать жизнь любому, кто посмеет? И разве лагеря, в которых готовятся армии боевиков для вооруженного захвата власти в России, уже вовсю делают свое черное дело по всей стране?
Если мешает, если недостаточно и если действуют — значит, опросы врут, стабильности нет, а революция у нас на пороге. Значит, власти боятся и на всякий случай «подкручивают» гаечки.
Но президент спокоен, уверен в себе и своей правоте, социологические службы говорят о головокружительном росте его рейтинга, о сплочении народа вокруг власти, о патриотическом подъеме, политики и политологи разных взглядов и школ уверяют, что сценарий, подобный украинскому, в России невозможен!
Противоречие, однако.