Если вспомнить о том, что подобный законопроект пытались внести неоднократно (в прошлом году его предлагала «Единая Россия»), то вероятность того, что его на этот раз примут, существует. С чем мы тогда столкнемся?
Предположим, вы разместили забавный демотиватор в Фейсбуке, его перепостили ваши друзья, и он оказался просмотренным 3 тысячами человек. Такой «звездный час» будет чреват тем, что вы попадете в реестр Роскомнадзора. Ведомство вас об этом обязано уведомить. После уведомления для вас начнется новая жизнь. Формально вы уже не сможете запостить «Васька козел», даже если Васька необидчивый. Сначала вам придется проверить информацию, направив запросы в компетентные инстанции о том, козел ли он. Вам нельзя будет писать слово «Жириновский» в день выборов и вешать фотки без согласия (желательно — письменного) тех, кто на них изображен. Посты придется сопровождать цифрами, например 18+. Нарушение этих нехитрых правил чревато штрафом до полумиллиона рублей.
Правда, не очень понятно, кто будет следить за тем, чтобы вы их не нарушали. Этот закон из тех, часто принимаемых в последнее время, которые можно применить к любому, поэтому используют выборочно — против тех, кто особенно не нравится. А вот публикация расследований в стиле Навального однозначно попадет под запрет, если документ будет принят. Неудивительно, что первый вопрос, который «МК» задал автору законопроекта — Вадиму Деньгину, так и прозвучал:
— Вы этот закон написали специально для Навального?
— При чем тут Навальный? Скольких людей оболгали в сетях? Вот если вы в реальной жизни обзовете человека вором и негодяем — он либо физически даст сдачи, либо обратится в суд. Нужно хотя бы приравнять онлайн-пространство к офлайновому. Любой человек, который имеет более 3000 посетителей в блогосфере и соцсетях, должен нести ответственность.
— У нас есть законы о клевете, об экстремизме, которые и так распространяются на Интернет. Зачем еще один новый закон?
— Речь не об экстремизме. У нас, к сожалению, любой блогер может в любой момент любого человека оболгать. И эта информация будет тиражироваться, поскольку она не имеет отношения к экстремизму, а значит, разрешена. Мы просто хотим, чтобы блогеры проверяли и подтверждали свою информацию. Если блогер накопал какую-то негативную информацию на человека или структуру — он должен сначала обратиться в компетентные органы, получить заключение и только после этого публиковать эту новость.
— Кто будет проверять численность читателей блогера?
— Роскомнадзор. У него для этого есть все возможности. И он должен уведомлять блогера о том, что тот перешел в разряд общественно значимых и должен нести ответственность. Для блогера это — тоже плюс. Это означает, что государство его принимает и возводит на новый социальный уровень. Он получает не только обязанности, но и права. Он становится журналистом, официальным лицом. Он может аккредитовываться на мероприятия, отправлять запросы, размещать рекламу и получать с этого прибыль. Государство начинает с ним считаться как с личностью. Он попадает в реестр профессионалов.
— Как технически можно «закрыть» блогера, если он не будет соблюдать требования этого закона. В особенности с учетом того, что большинство хостингов зарегистрированы не в России и не обязаны подчиняться российским законам?
— А зачем закрывать? Если блогер нарушил закон впервые — на него накладывается взыскание от 5 до 10 тысяч рублей. Если постоянно и сознательно нарушает, то штраф возрастет до 500 тысяч рублей. Ничего страшного в этом нет. Хочешь критиковать ЛДПР — критикуй. Но неголословно. А если несешь непроверенную чушь — плати штраф.
— Как вы сами оцениваете перспективу прохождения вашего закона?
— Я думаю, что большинство поддержит.
За последние 2 года в Госдуму было внесено много законов, касающихся Интернета, многие были признаны профессиональным сообществом некомпетентными, но приняты депутатами. Для того чтобы принимать поменьше непродуманных и неработающих законов в этой сфере, при Госдуме создали постоянно действующую комиссию по информационным технологиям, состоящую из профессиональных интернетчиков. Но почему-то данный закон прошел мимо комиссии.
— Депутаты обсуждали с вами этот законопроект? — вопрос адресуется координатору этой рабочей группы Матвею Алексееву.
— Нет.
— Почему?
— Не знаю. Такой законопроект пытались внести в прошлом году и не стали этого делать по причине невозможности его исполнить. Почему нам не показали на этот раз — не знаю. Я сейчас позвоню Вадиму Деньгину и спрошу, почему так произошло? Русскими словами.
— А сколько у нас блогеров-трехтысячников?
— Таких исследований никто не проводил. Но много, и отследить всех в принципе невозможно. И принудить их к чему-то невозможно, поскольку они — частные лица. Если посчитать всех моих друзей и подписчиков во всех соцсетях, то их наберется, наверное, 5 тысяч. Но я совершенно не собираюсь становиться СМИ. Я думаю, что многие блогеры будут просто игнорировать всякие предписания Роскомнадзора. У нас есть Конституция, свобода слова. А если я чихнул на улице и меня услышали 3 тысячи человек, я тоже должен регистрироваться как СМИ? А если я рассказал анекдот, а его потом пересказали 3 тысячи раз, ко мне тоже придет Роскомнадзор? К каждому анекдоту инспектора не приставишь. Видимо, не все депутаты об этом знают.
С Роскомнадзором, кстати, как нам сообщили в ведомстве, законопроект тоже никто не согласовывал. Впрочем, там считают, что технически его исполнение возможно. «С созданием новой базы данных проблем быть не должно. Реестр блогеров мы сделать сможем. Мы не обсуждаем законы, а выполняем их», — сказал «МК» источник в Роскомнадзоре.
Смотрите видео: Навальный отправился под домашний арест