Ватник пользуется большой популярностью у прозападно настроенных участников нескончаемых политических интернет-баталий — нет лучшего способа оскорбить оппонентов-патриотов России. Но за последние пару недель государственники взяли реванш при помощи короткого комикса. Как раз собирающемуся «накатить» Ватнику сообщают: «война на пороге». Тот останавливается, сосредотачивается, внезапно разрывается на две части, и из него вдруг появляется Ратник — преисполненный фирменной вежливости человек в зеленом камуфляже, черной балаклаве, с автоматом за спиной. На предложение «накатить» он спокойно отвечает: «не положено».
Шутки шутками, но это кажется довольно точной аллегорией того, как восприняли произошедшее в Крыму аналитики западных разведывательных служб. До начала марта российские вооруженные силы виделись им именно таким вот Ватником — старым советским наследием, поношенным, неповоротливым и неэффективным, с кучей комплексов и необоснованных амбиций. Теперь же ни официальные лица, ни кормящиеся «сливами» американские и английские СМИ не высказывают ни малейших сомнений в том, что «вежливые люди», столь профессионально обеспечившие спокойствие и безопасность по ходу подготовки и проведения референдума, были именно российскими военными. Некоторые обозреватели даже называют произошедшее эталоном применения «мягкой силы» — придуманной американцами концепции, но ни разу ими же не реализованной на таком высоком уровне.
Метаморфоза определенно ошарашила все международное разведывательное сообщество. До такой степени, что в конце прошлой недели в США забили «военную тревогу». CNN цитировало доклад президенту сенатского комитета по вооруженным силам, согласно которому Россия сжимает бронетанковый кулак у восточных границ Украины с целью ударить на Луганск, Донецк, Харьков. А заодно, видимо, чтобы два раза не вставать, американские парламентарии посчитали, что помимо левого берега Днепра российская военная машина захватит некоторые территории в Прибалтике и все Приднестровье целиком. Сергею Шойгу потом пришлось долго успокаивать своего коллегу Чака Хейгела: пришла весна, начался новый цикл мероприятий по боевой подготовке, это всё плановые маневры, и боятся нечего.
О причинах паники можно догадаться, прочитав статью, опубликованную около недели назад в Wall Street Journal. Влиятельное издание утверждает, что данные о переброске сил для вторжения в Крым, полученные со спутников, не были подтверждены перехватом соответствующих приказов. Иными словами, раньше одна из многочисленных американских спецслужб имела полный доступ к переговорам российского военного руководства, и аналитики в своих выводах о происходящем исходили в первую очередь из материалов этой прослушки. Еще до выхода наделавшей много шума статьи сенатор Джон Маккейн обвинил минобороны в «крупном провале», а администрацию Обамы — в «полной неспособности считывать намерения Владимира Путина». Тогда же председатель постоянного комитета сената по делам разведки Майк Роджерс инициировал парламентское расследование «провала».
Отвечая на критику республиканцев, руководитель разведывательного управления минобороны США Майкл Флинн попытался оправдаться, сообщив, будто его ведомство докладывало о неминуемости вторжения еще в 20-х числах февраля. Но в том же интервью генерал-лейтенант косвенно подтвердил версию, позже озвученную WSJ: Флинн припомнил имя Эдварда Сноудена, об осведомленности которого, о его взаимоотношениях с российскими спецслужбами в «разведывательном сообществе до сих пор идут дебаты».
Раскрыл ли тайные методики работы АНБ Сноуден взамен на убежище в России или же отечественные специалисты-криптологи разгадали их самостоятельно — не так принципиально. Если принять за данность утверждение западных наблюдателей, что тысячи внезапно появившихся в Крыму «вежливых людей» действительно имеют отношение к Вооруженным силам РФ (в Минобороны до сих пор отказываются комментировать это предположение, и, видимо, уже никогда и не прокомментируют), то становится ясно: реформа системы управления и связи дала свои плоды. Не только на стадии планирования, но и на стадии исполнения операции Запад оставался в относительном неведении относительно происходящего, везде отставая на один шаг.
Но, разумеется, дело не ограничивается только цепочкой передачи команд. Чтобы примерно прикинуть, какую эволюцию прошли отечественные Вооруженные силы за последние пять лет, достаточно сравнить случившееся в Крыму с войной августа 2008 года. С одной стороны, изящная, точная хирургическая операция, прошедшая без осложнений, провокаций и крови. С другой — цхинвальская кровавая баня, сотни погибших, груды еще до боев вышедшей из строя техники, полное поражение на информационном фронте. Кем бы на самом деле ни были «вежливые люди», они и их руководители явно заслуживают если не восхищения, то по крайней мере уважения за безупречную работу. Безотносительно ее внешнеполитических последствий для России.
Смотрите видео: Обама в Брюсселе: Как рухнула берлинская стена