Человека заставляют выбрать, а он не хочет. Не хочешь? — значит, всем чужой. Значит, враг народа.
Выбор определяется просто: кто не с нами, тот против нас. И оба лагеря чувствуют себя прекрасно. Каждый там среди своих. Каждый там чувствует: «Я с народом!» А народов, выходит, два. Ничего?
А кто не с этими и не с теми — тот, выходит, против всех.
Вот два письма: одно назовём «кремлёвское», другое — «интеллигентское». Кремлёвские одобряют политику Путина. Интеллигенты заявляют «нет войне!». При этом нет войны, есть какие-то торопливые необдуманные действия, какие-то заявления, которые спровоцировали жесточайшую реакцию Запада, угрозы, санкции.
В этот момент человеку и говорят: «Подпиши!» Типа: ты за белых или за красных?
А на самом деле ты никому не нужен. Путин не нуждается в поддержке Безрукова и пр. А инициаторы «интеллигентского» письма точно знают, что никакую войну (если ей суждено быть) такие письма не останавливают.
Значит, это просто заявления о лояльности, о принадлежности к одному из лагерей. Либо «президент, я с вами!», либо «интеллигенция, я с тобой!» (и всегда против «тех», других).
А если ни с кем? Будешь всем чужой. И это не ново.
Можно вспомнить нашу Гражданскую войну, можно американскую (войну Севера и Юга). Но есть примеры и поближе. Весной 1996 года подступили президентские выборы. И вся пропаганда орала: «Либо ты за Ельцина, либо за Зюганова!» Либо за «демократию», либо за «коммунизм».
И ещё добавляли аргумент: «Выбери меньшее зло»… (Бюллетень храню, могу предъявить. Не хотел я ни того, ни другого.)
Оба сегодняшних письма вносят в общество раздор и душевную смуту. В обоих списках есть приличные, уважаемые люди. И в обоих есть совершенно неприличные. А позиция по Крыму не делает жулика честным, подпиши он хоть оба письма. (И членство в партии — любой! — не делает человека честным. Иначе было бы очень удобно: правильный у тебя партбилет — значит, не воруешь, не врёшь, сирот усыновляешь.)
★★★
Америка против крымского референдума? Против самоопределения? Америка поддерживает Майдан?
На США в такие минуты лучше вообще не смотреть. Иначе возникнут вопросы. Зачем вы поддерживали жутких типов в Латинской Америке и других местах? Что вы делали во Вьетнаме? Что вы делаете в Афганистане? Почему наркотрафик из Афгана в Россию растёт с бешеной скоростью? Почему острова посреди Тихого океана называются Американское Самоа? И что будет, если это Самоа захочет стать, положим, украинским? И почему там же Французская Полинезия? Почему, если хочешь побывать в центре Тихого океана, визу надо просить во французском посольстве?
…Когда разбомбили Югославию и решался вопрос Косово, у нас был аргумент: действующая Конституция не позволяет жителям Косово проводить референдум об отделении. На это Мадлен Олбрайт публично заявила: право народа на самоопределение, на выбор своей судьбы — фундаментальное право; оно, мол, выше любого закона. Это было в Фонтенбло (Франция). Присутствовали: министр иностранных дел Франции, министр иностранных дел Великобритании, руководитель российской делегации, первый заместитель министра иностранных дел РФ Александр Авдеев (может подтвердить)...
★★★
Солидные люди пугают:
— Знаете, сколько будет стоить присоединение Крыма?!
А сколько стоила для Англии отправка военного флота и война с Аргентиной за никому не нужные Фолклендские острова?
А сколько стоило для Западной Германии воссоединение с Восточной?
Вы торгуете историческим процессом и чувствами людей. А Крым — наш. И житель Крыма — не баррель, у него есть душа.
Да, нахлебаемся по полной программе. И не раз ещё вспомним, как без всяких референдумов три человека в Беловежской пуще решили судьбу почти трёхсот миллионов человек. А «цивилизованный» мир аплодировал и совсем не морщился, когда новые хозяева вдруг возникших стран открывали там, на Западе, миллиардные счета.
Возвращение Крыма в Россию (чем бы это ни кончилось) помимо всего прочего имеет как минимум безусловно положительный аспект: арест зарубежных счетов отдельных российских чиновников.
Но сейчас решается не политический, а исторический вопрос. И Путина не будет, и Обамы не будет, и всех, кто сейчас за или против, тоже не будет, а Крым — будет.