«Газета выступила — меры приняты». С такой формулировкой, обычной, скажем, для советской эпохи, мы сейчас сталкиваемся все реже и реже. В ходу другие вещи — когда пишешь о непорядках — и ничего не происходит. 18 января 2014-го в статье «Социальные карты биты?» мы написали о том, что в столице с середины декабря прошлого года прекратилась выдача социальных карт. Все те, кто подавал анкеты-заявки после 13 декабря, остались с носом. По следам нашей публикации вышел сюжет на одном из телеканалов, где чиновники отрапортовали, что выдача карт возобновится с 28 января. Но на деле этого так и не произошло.
Пару дней назад в окошке на станции метро «Алексеевская», где должны выдавать готовые карты, мне сообщили, что их нет и когда появятся — неизвестно. Школьникам и студентам их больше вообще не дают. «Как им ездить на метро — и не представляю, только за полную стоимость. И мы, пенсионеры, страдаем — тоже карты получить не можем, а значит, никакие льготы и скидки тоже», — сказала кассирша.
На станции «Краснопресненская» (где тоже занимаются оформлением социальных карт) сообщили, что с конца прошлого года здесь не выдали ни одной новой карточки заявителям. Дама в кассе сразу же дала подготовленную для страждущих бумажку с тремя телефонами каких-то «горячих линий», где должны ответить на все вопросы.
Дозвониться удалось только по одному — Департаменту информационных технологий. Где сказали, что их телефон всем раздают по ошибке. Мол, к оформлению социальных карт департамент вообще не имеет никакого отношения. А остальные телефоны были либо постоянно заняты, либо не отвечали вовсе.
Зато нас соединили по телефону «горячей линии», которая указана на сайте ГУП «Московский социальный регистр» — именно эта структура отвечает за выдачу социальных карт москвича в городе. И, кстати, находится в подведомственном подчинении Департамента информационных технологий города Москвы. Как написано на сайте, эту «горячую линию» создали для ответов на вопросы о социальной карте. Однако по факту выяснилось, что это не так. На все вопросы оператор отвечал: «Информации нет». И лишь один раз ответ был распространенным. «Правда ли, что завод по выпуску карт не работает?» — «По нашим данным, там идут профилактические работы», — ответил молодой человек.
Тогда «МК» официально обратился в Департамент информационных технологий. Ситуацию чиновники прояснили, мягко говоря, не до конца. Ответов на вопросы, почему произошел такой сбой, какова ситуация с заводом и, главное, что делать людям, которых оставили без так нужных им карт, мы так и не получили. Ответ публикуем дословно:
«В день выпускается несколько тысяч карт — за последние две недели в пункты выдачи отгружено более 40 тыс. При резком возрастании спроса у города заготовлены дополнительные мощности для выпуска карт.
Социальная карта москвича с этого года выпускается на новой технологической платформе, позволяющей проводить бесконтактные платежи, которые приобретают все большую популярность. Более 3,5 тыс. сетей и магазинов, а также аптек и компаний, оказывающих различные услуги, предоставляют скидки владельцам социальных карт. Дизайн карты претерпел минимальные изменения, с тем, чтобы ее обычные пользователи, пенсионеры, инвалиды и другие категории получателей, не испытывали какого-либо дискомфорта. В 2014 году будет выпущено более одного миллиона социальных карт».
Только вот когда появится этот миллион карт в руках у москвичей — так и непонятно. Как и то, кто компенсирует людям упущенные ими льготы.