Есть ли у народа право на вооруженное восстание?

Злоба дня

Злоба дня

Самые черные дни своей истории в качестве независимого государства переживает наша славянская сестра Украина. Большая беда, трагедия, катастрофа — все эти и другие сильные выражения кажутся безнадежно бледными и невыразительными на фоне того кровавого кошмара, который происходит на улицах Киева. Самый настоящий политический апокалипсис, политический Чернобыль — только так можно назвать то, что неожиданно случилось в столице Украины.

С ужасом взирая на сводки новостей, я не могу найти ответа на самый главный вопрос: зачем? Почему страна, показавшая всему бывшему Советскому Союзу колоссальные возможности мирного протеста, вдруг обильно обагрилась кровью?

Я твердый противник революций и горячий сторонник разрешения любых политических конфликтов мирным, цивилизованным и эволюционным путем. Но как реалист я признаю: бывают ситуации, когда избежать вооруженного гражданского противостояния невозможно.

Кровавого диктатора Ливии Муаммара Каддафи невозможно было «снять» с помощью голосования на выборах. Превративший Румынию во времена развитого социализма в одну из самых нищих стран Европы «гений Карпат» Николае Чаушеску никогда бы не ушел сам. Если бы императора Центральной Африки Жана-Беделя Бокассу вовремя не свергли с помощью оружия, он бы продолжал и дальше поедать человеческое мясо.

То, что происходило на Украине, было политическим кризисом совсем иного порядка. Украина не была безупречной демократией, но она была работающей демократией. В стране регулярно проходили выборы, которые худо-бедно отражали изменение пристрастий населения. В государстве регулярно мирным путем менялась власть. Действующий президент — политик, бесконечно далекий от идеала. Но он никогда не был и по-прежнему не является диктатором.

У участников украинского политического конфликта не было ни одного разумного резона разрешать свои противоречия вооруженным путем. Все можно было решить с помощью избирательной урны.

Украинское государство лежит в развалинах. И довели его до такого состояния не какие-нибудь там злобные внешние силы. Свою Родину разрушают сами украинцы. Я не гражданин Украины. И у меня нет особого морального права предъявлять киевским политикам какие-либо претензии. Но я испытываю в их отношении дикую, нечеловеческую злобу.

Как вы могли? Как вы могли быть такими недальновидными? Как вы могли быть такими инфантильными и безответственными? Как вы могли так жестоко поступить со своей собственной страной? Как так получилось, что из-за какой-то мелочи, которая не стоит и выеденного яйца, само единство государства оказалось под вопросом?

У меня нет претензий к Виктору Януковичу из-за того, что он применил силу к боевикам, которые фактически попытались совершить в Киеве государственный переворот. Янукович — законно избранный президент Украины. И он не просто имеет право, он обязан всеми способами защищать институты государства.

Мои претензии к Виктору Януковичу — другого рода. Националистические и праворадикальные группировки возникли на Украине не за один день. Они зрели, росли и усиливались все последние годы — годы президентства Виктора Януковича. Президент знал, но не принял никаких действенных эффективных мер.

Вместо этого глава Украины концентрировал свои усилия на всевозможных разводках, на безмерном увеличении «веса» своего политического клана, на заключении в тюрьму под смехотворным предлогом лидера легальной оппозиции Юлии Тимошенко.

У меня нет адекватных слов, чтобы выразить свое отношение к лидерам воинствующих радикалов, которые, собственно, и устроили кровавую баню в центре Киева. Применительно к вооруженным боевикам слова, наверное, даже и не требуются. Такие люди не понимают язык слов. Только язык дел — язык силы.

Но вот по поводу лидеров «цивилизованной» и «проевропейской» украинской оппозиции у меня есть что сказать. Эти деятели — не амбалы с тремя извилинами. Это утонченные господа с университетским образованием, со знанием языков и истории иностранных государств. Отец Арсения Яценюка был преподавателем истории России, Германии и Латинской Америки. Я не верю, что Яценюк-младший был не в курсе, чем во всех этих регионах заканчивалось презрение к законам и попытки насильственного переустройства общества. Яценюк все знал и понимал. Но у него не хватило морального мужества занять честную и принципиальную позицию. Вместо этого он предпочел «плыть по течению» и, если называть вещи своими именами, поддержал попытку вооруженного захвата власти.

У себя на родине политики США и ЕС проповедуют необходимость неукоснительного соблюдения законов и уважения к воле избирателей, которую те выразили на выборах. Но, видимо, все эти высокие принципы западники предпочитают оставлять в некой «камере хранения» на украинской границе. Политики «свободного мира» в своей массе объявляют единственным виновником украинского кровопролития Януковича. Это и нелогично, и нечестно, и глупо, и опасно.

Я не хочу, чтобы создалось впечатление: в украинском политическом кошмаре виноваты все, кроме нас. У России были, есть и останутся свои геополитические интересы на Украине. Но бывают моменты, когда все мысли о геополитике надо вытеснить на периферию сознания; моменты, когда надо просто помочь чем можешь. Сейчас — один из них.

Сюжет:

Новая Украина

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру