Страна отмечает 70-летие полного снятия блокады Ленинграда. В новостях это тема номер один, Украина — после. На разных ТВ-каналах выходят сериалы, документальные фильмы… Никто не забыт и ничто не забыто? Нас хотят в этом убедить хотя бы с помощью телевизора.
А на сайте канала «Дождь» задали вопрос: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?» Да или нет? Начался скандал. «Дождь» извинился и снял результаты опроса.
Теперь «Дождем» занимается прокуратура, по просьбе депутатов. Теперь говорят, что там окопались враги. Отличный повод смести оппозиционный канал к чертовой матери.
Они подставились, конечно. А на самом деле они жертвы перестройки, и это было самое благословенное, свободное время в нашей истории. Когда опадали, рушились старые символы. Лживые символы, на самом деле. Людям открыли глаза на правду. Оказалось, мы жили в неправильной стране. Во лжи, в лицемерии, в крови. Газеты и журналы без передышки разоблачали все, что было когда-то нам так дорого. Оказалось, нам все время врали, а мы верили. Или делали вид.
Подобной информацией нам снесли крышу, а мы и рады были. Мы утеряли ценности, и распалась страна. Очень быстро, в три дня.
По-другому быть не могло. Липовые символы, миражи, испоганенные самими же грешными людьми. Советскими людьми. Распад — это расплата, расплата за все.
И вот два десятка лет живем в другой стране. «Все, теперь будем жить только по правде» — так заклинали друг друга. Правды не прибавилось. Даже наоборот, появились новые мифы. Мы — страна сказочников?
Когда разоблачаешь все вокруг по периметру, тормозов нет и быть не может. Дошли до войны, до Великой Отечественной войны.
И вот узнали, что накануне был уничтожен чуть ли не весь командный состав Красной Армии, что мы подписали позорный пакт с Гитлером, разделив, таким образом, Европу. Что Сталин после нападения 22 июня 41-го поначалу дико струсил, был не в себе. Что правительство при осаде Москвы запаниковало, ударилось в бега. Что целыми армиями сдавались в плен. Что на десяток бойцов была одна винтовка… А еще заградотряды, миллионы ненужных жертв.
Об этом писали каждый день, все мозги прожужжали…
Так Великая Отечественная стала великой идеологической войной для поколения, которое и пороху-то не нюхало. Но они уже стали считать, что маршал Жуков не был героем. И не было подвига 28 героев-панфиловцев, и не кричал политрук Клочков: «Отступать некуда, позади Москва». И Зоя Космодемьянская оказалась не той, за которую ее принимали. И про пионеров-героев теперь уже ни словечка. Валя Котик, Марат Казей, помните?
В перестройку издали Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», великая книга, так оно и есть. Но и там знаменитый писатель доказывал, что Власов и его армия — всего лишь несчастные жертвы советской власти, сильно пострадавшие от нее. А перейдя на сторону немцев, они лишь хотели освободить свою родину от ига тоталитаризма.
Человеку никто не может запретить думать, сомневаться. Но нужно вовремя сказать себе «стоп». Есть такие вещи, которые сомнению не подлежат по сути своей. Святые вещи, как бы пафосно это ни звучало. А вот еще просто и очень банально: у истории не может быть сослагательного наклонения. Мы все до сих пор абсолютно по-разному смотрим на любые моменты нашей истории и не можем договориться практически ни о чем. Оттого и находимся в процессе полураспада.
Можно сомневаться во всем, но Великую Отечественную оставьте. Иначе мы совсем раздвоимся, и тогда уже потеряем Родину, полностью и окончательно. Вот и единый учебник истории, за который так ратует президент Путин, неспроста. Нас хотят примирить, объединить, хотя бы с помощью одной книжки. Ничего не получится.
Не нужно никаких постановлений партии и правительства, но давайте примем как моральный императив: Власов был предателем, однозначно. Жуков — герой, тоже однозначно, несмотря ни на что. И 28 панфиловцев были, даже если их не было. И Зоя Космодемьянская, и Александр Матросов, и Николай Гастелло… И пионеры-герои были.
Пафосная пропаганда ужасна, ложь ужасна. Но во время войны это была не ложь, а духоподъемная правда. Даже если придуманная, все равно правда. Без нее не было бы победы, я уверен в этом.
Лишние жертвы, конечно, никому не нужны. Задним числом. Мы же теперь европейцы! Только эти самые правильные европейцы сдавали свои страны немцам без лишнего сопротивления. Ну а как же, вон их сколько, так имеет ли смысл сопротивляться?! Для этих европейцев подвиг Матросова — неразумная, непросчитанная глупость. Для нас тогда это было беспримерным геройством. А сейчас? Просто мы другие, неправильные, нецивилизованные. Нас не просчитаешь так быстро, как всяких там шведов и французов. На фашистское тотальное истребление нашлась еще большая страшная жестокость — наша. Иррациональная, космическая. И любовь к Родине, которая была тогда. Так и победили.
Да, любить Родину нельзя с закрытыми глазами. И те, кто вечно недоволен, могут быть бОльшими патриотами, чем те, кто смачно восхваляет Россию и рвет на себе рубаху ради этого. Но война должна объединить нас всех — и тех, кто с белыми ленточками, и с красными, и с голубыми. Великая Отечественная — последний остов, за который еще можно зацепиться, чтобы не распасться совсем.
Надежда есть. Не случайно 9 Мая — самый пронзительный и долгожданный праздник до сих пор. Несмотря ни на что. А трансляция военного парада на Красной площади в этот день собирает самые большие рейтинги.
И пока память об этом будет жива, жива будет и Россия. Как бы пафосно это ни звучало.