«Нырять пойдем?» — «Нет, боязно, мы в баню (сауну, джакузи)» — такие фразы из года в год становятся все более популярными в народе ближе к вечеру 18 января. Их можно услышать от знакомых, поймать в чужом телефонном разговоре, а без числа и края прочитать на различных форумах в Интернете.
А на следующий день социальные сети переполняются фотографиями резвящихся в прорубях граждан. Кто-то старается запечатлеть на память непосредственно процесс спуска со льда в воду, кто-то позирует полуголым на фоне сугробов... А некоторые идут дальше и постят вальяжно раскинувшихся в проруби себя, любимых, с сигаретой в зубах. На заднем фоне на льду, бывает, просматривается привычный русскому человеку рельеф водочной бутылки («Холодно же, че!»). Это некоторые так празднуют Крещение — большой православный праздник. Смывают, так сказать, с себя все грехи. Очищаются духовно.
Многие — у кого есть деньги — похваляются постфактум трехдневным туристическим туром на реку Иордан. Другие им завидуют: ишь, сколько Божьей благодати урвали! Купание в Крещение становится все более популярным развлечением, местами превращаемым в шоу, местами в туристические вояжи.
Оговорюсь сразу: я против окунания трижды с головой в освященную в день Крещения воду ничего не имею. Да ладно я — против крещенских омовений ничего не имеет и церковь. Церковнослужители, правда, открыто говорят о том, что такие подвиги вовсе не обязательны, и не купание главное в крещенскую ночь, а вера в Господа. Но слова их зачастую звучат осторожно. Не дай Бог отпугнуть паству: ведь, глядишь, из любопытства да желания развлечься вдруг и вырастет глубокий интерес, а там и настоящая вера. Только вырастет ли?
В России церковь так долго была оторвана от людей, что многие нынешние так называемые верующие, говоря словами Высоцкого, как «эмигранты второго поколения, от них сплошные недоразумения». В эти недоразумения плавно вписываются и походы на кладбища на Пасху (вместо Радоницы, что празднуется на 9-й день после Пасхи), и совмещение поста с диетой («представляешь, пока постилась, похудела на десять килограммов — благодать!»), и двойное празднование Рождества (на католическое хорошо съездить за границу, там обычно в эти дни многочисленные распродажи, а православное отметить дома уже походом в ближайшую церковь). Затем можно и погадать на Святки, а там и в прорубь на Крещение за святостью и чистотой. Невежество прикрывается традициями, оправдывается исторически сложившимся срастанием язычества с православием, маскируется под массовую популяризацию веры. Но — увы! — все равно остается невежеством. Подкрепленным свойственным русскому человеку желанием покрасоваться, развлечься, вкусить экстрима и усиленным возможностью показать все это миру в Интернете.
Разумеется, есть люди, которые идут на крещенские омовения с молитвой и верой в получение Божьей благодати. И получают ее. Но главное для них в эту ночь — не испугаться тех, других, которые превращают православный праздник в фарс, и не уйти восвояси в поисках других путей к Господу. А те, кто его и не ищет, — им все равно: ныряние в проруби или гонки на снегоходах.
И, рассматривая фотосессии псевдоправославных в Интернете, очень хочется им укоризненно сказать: «Ну некошерно это, господа!»