Энное количество лет тому назад мне довелось пообщаться с милой американской дамой, возглавлявшей российский филиал одной из правительственных организаций США. Кремль тогда затеял борьбу с иностранными структурами, которые, с его точки зрения, вмешивались в нашу внутреннюю политику. И я раз пять в разных вариациях задал милой даме вопрос: “А готовы ли вы собрать манатки и сказать “ Раша, гуд бай!”, если этого потребуют власти страны пребывания?” И каждый раз она с хорошо подделанным недоумением отвечала мне: “ Мы не верим, что руководство России пойдет на такой несправедливый и ничем не мотивированный шаг!”
Именно об этой американской даме я вспоминаю, наблюдая за нынешним бесконечным политическим кризисом в Киеве. Поток высокопоставленных западных визитеров в украинскую столицу является сейчас таким же “бурным и многоводным”, как, скажем, водопад Ниагара.
Экс-премьер Польши Ярослав Качиньский, находясь в иностранном государстве, участвует в демонстрации против политики президента этого самого государства. Соотечественники Качиньского, депутаты Сейма с этими же целями ночуют прямо здесь в палатке. Сенатор США Джон Маккейн прилетает в Киев и угрожает страшными санкции власти страны пребывания.
К посетителям Киева из числа западных политиков невозможно даже применить поговорку “Ты его в дверь, а он в окно”. Западники ведут себя здесь так, как будто они здесь хозяева, а сами украинцы – симпатичные, но очень нерешительные гости. И при этом все западные СМИ усеяны “страшилками” типа: “Москва давит на Украину”, “Кремль лишает Киев права а самоопределение”, “Злой русский медведь полон решимости по-прежнему держать соседей в заточении в своей берлоге”.
Вопиющее лицемерие? С точки зрения общечеловеческой морали, не просто вопиющее, а чудовищное. Запад ведет себя как политик, который раздает направо и налево телефонные интервью о важности семейных ценностей, нежась при этом в постели любовницы. Нехорошо? Конечно, нехорошо. Но политика не измеряется категориями “честно” или “ не честно”.
“Прокатывает” или “не прокатывает” - вот мерило эффективности политической игры. И, если смотреть на действия Запада на Украине под этим углом зрения, то эти действия выглядят вполне логичными. Хозяйское поведение европейских и американских политиков в Киеве не вызывает энергичных протестов у местного политического класса. А раз так, то какой западникам смысл корректировать свое поведение? Мне кажется, что никакого. Они и дальше будут давить, давить и еще раз давить, указывая при этом пальцем на Москву.
Как в таких условиях должна себя вести Россия? Мы не должны упиваться чувством “справедливого негодования”. Москва обязана выработать спокойный и трезвый политический курс, который в наибольшей степени защищал бы наши национальные интересы. А составной частью такого курса, как мне представляется, является понимание: то, что в Киеве позволено западникам, не позволено нам.
Европейцы и американцы воспринимаются на Украине как “заморские принцы”, носители красивой мечты, предвозвестники не очень понятной, но счастливой и сытой будущей жизни. За это им прощается если не все, то почти все. У нас такой трюк пройти не может. Мы и украинцы для этого слишком хорошо знаем друг друга. Мы осознаем, на что каждый из нас способен, а на что – нет. Москва не может предложить Киеву волшебный образ “желаемого завтра”.
В той ситуации, которая сложилась, это, разумеется, наш безусловный минус. Однако свои слабые стороны есть и у западных оппонентов России. Их главный минус – иллюзорность той мечты, которой они предлагают Украине. Или, вернее, так: для того, чтобы эта мечта имела шансы когда-нибудь стать явью, нужно очень сильно заплатить. Сами западники платить не хотят. Они хотят лишь снимать сливки.
Кто тогда должен платить за “европейскую мечту” для Украины? С точки зрения Запада, сама Украина, а также, в косвенной, но весьма существенной форме Россия, как страна, экономически тесно связанная со своей славянской сестрой. Вот почему процесс евроинтеграции Киева сейчас вдруг забуксовал. У Украины нет возможности платить за свою европейскую мечту. А у нас нет резона платить за осуществление чужой мечты. Москва сказала: “Платить не буду!” И все вдруг остановилось.
Подобной же прагматичной позиции, как мне кажется, Россия должна придерживаться и впредь. Другое дело, что осуществить это на практике – задача не самая легкая. РФ, Запад и Украина вступают в фазу затяжной позиционной борьбы. Кто кого перехитрит? У кого первым сдадут нервы? Кто сделает уступку, которая не является необходимой? Вот вопросы, которые, в конечном итоге, определят судьбу геополитического поединка.
Вскоре в Москве должен появиться Виктор Янукович. Он к нам приедет не за добрыми словами, а за конкретной экономической помощью. И мы такую помощь должны оказать – но отнюдь не в безусловном порядке. Баш на баш, стул за стул, кресло за кресло – только так можно вести дела с этим лидером. Да, собственно, и с любым другим украинским политиком тоже.
Важно понимать, что и Янукович, и вся украинская политическая элита относятся к нам без сентиментальности. Мы тоже должны к ним относиться без сантиментов. На украинском направлении российской политики нужны не эмоции, а холодный расчет и здравый смысл. Только так мы можем противостоять западной попытке “ захватить душу” нашего соседа.