«МК» стал известен тайный фискальный план государства. В недрах Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству уже готова программа, предусматривающая кардинальное изменение отечественного законодательства в сфере госрегулировании алкогольного рынка. Речь идет прежде всего о том, чтобы вернуть государственную монополию на продажу (как розничную, так и оптовую) всех видов горячительных напитков. О национализации ликеро-водочных заводов речи пока не идет. Но дело может дойти и до этого.
Ничто не ново в этом мире. Правители многих стран и народов и во все времена пытались выжать из потребителей горячительных напитков как можно больше денег. И небезуспешно. Особенно изобретательными были фискалы в позднесредневековой Франции. Именно они и придумали винные откупа и акцизы (в последнем случае это налог на греховное поведение).
Возьмем откупа. Как же это гениально и просто! Богатый купец, имеющий связи при дворе, или даже вельможа платит королю вперед бешеные деньги. За что получает исключительное право на определенное время в какой-нибудь провинции продавать вино только в свою пользу. Цена на него, естественно, взлетала до небес. Но простой человек, чтобы забыться, готов заложить даже будущий урожай. В России в XVIII веке было что-то подобное, но на более низком уровне. Екатерина Великая запретила производство алкогольных напитков всем, кроме дворян. Те на этой привилегии хорошо поднялись, если, конечно, сами выпивали умеренно. А, например, в той части Речи Посполитой, которая отошла России, польские помещики передавали (небезвозмездно) свои «винные» права шинкарям. Дело доходило до того, что крепостных крестьян, зачастивших в местные питейные заведения, пришлось спасать от голода лично Павлу I. Но при этом все власть имущие на винном производстве и продаже исправно зарабатывали, причем зачастую несоразмерно прочим доходам.
Еще более известный исторический факт — государственная винная монополия, продавленная министром финансов Сергеем Витте в 1897 году. Считается, что во всех смыслах удачнее налогового маневра просто не было. С одной стороны, у казны перестала болеть голова из-за сбора «горячительных» акцизов. И в те времена мошенников и «уклонистов» было немало. Винные заводы в основном остались частными, но реализация водки российского производства шла только через государственные винные лавки. Деньги в бюджет полились рекой. Но, с другой стороны, Витте удалось сдержать и нарастающую алкоголизацию городских низов и крестьянства. «Монополька» стоила недешево (для бедных слоев населения), а главное, в долг в гославках не давали.
А более обеспеченные классы могли спокойно покупать в частных магазинах, которым было разрешено торговать дорогими импортными напитками.
Так что Николай II зря объявил «сухой закон» в начале Первой мировой. И бюджет поиссяк, и трудящихся, изголодавшихся по «хлебному вину», толкнул в объятия революционеров.
Наконец, апофеоз государственной винной монополии показал СССР. Как известно, все производство и вся торговля тогда принадлежала государству. Очень удобно для выжимания «пьяных» денег в госказну. Точных цифр никто не приводил, но, по ряду оценок, до трети союзного бюджета наполнялось за счет реализации алкоголя любого вида и градуса. Так что и Михаил Горбачев явно повторил ошибку последнего императора, введя жесткие антиалкогольные санкции.
Однако сейчас на дворе не планово-директивная социалистическая экономика, а рынок, пусть и сильно госмонополизированный. С водкой на рынке надо быть предельно осторожным.
По данным Виктора Звагельского, зампреда Комитета Госдумы по экономической политике, на сегодняшний день количество нелегальной продукции на алкогольном рынке составляет 55%. А по оценке председателя правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрия Доброва, в этом году производство легальных крепких напитков уменьшилось минимум на 20%. А во всем виноваты акцизы. Вернее, их слишком быстрый рост. Если ранее их увеличивали на 7–10% в год, то в 2013-м — сразу на треть. То же нас ждет и в новом году. Минимальная цена поллитровки после 1 августа дойдет до 220 рублей.
И это еще не конец. Но при этом мы забыли, что в Казахстане, нашем таможенном союзнике, водка стоит не дороже 70 рублей. Не намного дороже и в Белоруссии. Интересно, зачем мы тянем в Таможенный союз Украину? С ее недорогой горилкой?
Между тем созданному в 2009 году Росалкогольрегулированию удалось к 2011 году «теневой» рынок практически полностью ликвидировать. Зачем так старались?
В результате госмонополия на продажу алкоголя приведет не к благостной ситуации, которая была замечена в Финляндии до развала СССР (в немногих винных магазинах продавалось сверхдорогое спиртное, а пьющие граждане расслаблялись в Ленинграде по субботам), а к свертыванию легального рынка и полной победе самогоноварения и подпольных суррогатов.