«Двушечка» по-американски

Злоба дня

Злоба дня

Американский военнослужащий Брэдли Мэннинг, обвиняемый в передаче секретной информации порталу WikiLeaks, признан виновным по 19 эпизодам, в числе которых — шпионаж. Правда, при этом военный суд оправдал рядового по одному из самых серьезных пунктов — помощь врагу.

Как ни крути, это ничего не меняет: да, Мэннингу не грозит пожизненное заключение, но по остальным пунктам он «заработал» в общей сложности (по данным WikiLeaks) почти 136 лет тюрьмы. Это примерно две человеческие жизни — своеобразная «двушечка». Жаль, что Мэннинг — не кошка и не может провести пару из семи своих жизней в арестантской форме, а потом выйти.

Но процесс, наделавший много шума несколько лет назад, рассчитан не только на несчастного военнослужащего. Отчасти внушительный срок, который маячит перед Брэдли Мэннингом, — это урок для всех возможных последователей информатора WikiLeaks и для Эдварда Сноудена в частности. «Теперь осведомительство приравнивается к шпионажу», — с грустью пишет в своем Твиттере одна из юристов портала утечек Дженнифер Робинсон. Да и другие эксперты также утверждают, что отныне разного рода информаторам и тем, кто занимается расследовательской журналистикой, придется нелегко: американские власти наглядно показали, чем наказуем «слив» их секретов.

Так что Сноудену в руки Штатов лучше не попадаться. Вместе с тем я считаю, что у дела есть и другая, поучительная, сторона…

Почему Мэннинг и последовавший за ним Сноуден вообще оказались под прицелом американских спецслужб? Первого задержали в 2010 году. Может быть, он и не собирался делать «coming out» (в смысле — раскрыть свою личность, а не пристрастие к мужчинам, которое у Мэннинга, к слову, имеется), но он стал жертвой своей доверчивости. Спецслужбы шли по наводке интернет-активиста Адриана Ламо, которому рядовой открыл все свои «подвиги» в доверительной онлайн-беседе.

По другому сценарию развивались события с Эдвардом Сноуденом. Как известно, прославившийся информатор «вышел из сумрака» совершенно осознанно и самостоятельно: даже журналистов к себе пригласил. Тогда Сноуден заявил, что не сделал ничего плохого, чтобы скрываться от американских спецслужб.

Может быть, оплошность осведомителей состоит в том, что они, раскрывая секреты государственной важности, не смогли скрыть свои лица? Схема передачи секретной информации тому же WikiLeaks всегда гарантирует полную анонимность, но не всегда информаторы держат в тайне свои секреты…

Мне кажется, один из главных уроков, который можно извлечь из дела Мэннинга, заключается в том, что информаторы должны воздерживаться от выхода на публику. Даже родственникам и друзьям — ни слова. Может быть, нести тяжесть своего секрета гораздо труднее, чем быть изгнанником и принимать сочувственные взгляды…

Судьба Мэннинга сейчас уже решена. А вот адвокату Анатолию Кучерене, который заботится о Сноудене, возможно, стоит подарить информатору сборник Федора Тютчева, в котором обязательно будет стихотворение «Silentium!», начинающееся так: «Молчи, скрывайся и таи». А иначе — «двушечка»… Только не лет, а жизней.

Сюжет:

Эдвард Сноуден

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру