Быть или не быть? — для кандидата в мэры Москвы Сергея Собянина этот поставивший некогда в тупик принца Датского Гамлета вопрос сейчас звучит так: дебатировать или не дебатировать? Удостоить ли оппозиционного кандидата Алексея Навального права провести очную словесную дуэль? Или, может, заявить ему: мал ты пока, сынок, чтобы со мной спорить в телеэфире. Вот подрастешь немного в политическом смысле, тогда и приходи!
Оба эти варианта имеют свои плюсы и минусы. Оба чреваты возможностью, которая была не прописана в классической литературе. «Сделав свое дело», «мавр» (в данном случае — Алексей Навальный) может наотрез отказаться «уходить», а вместо этого продолжит мешать «большим мальчикам» творить реальную большую политику в России.
В российской государственной иерархии Сергей Собянин занимает совершенно особое место. Он не просто бывший и будущий полноправный мэр самого крупного города страны. Он не просто бывший руководитель Администрации Президента, экс-глава аппарата правительства, бывший вице-премьер. Сергей Собянин — это еще и человек с исключительно радужными дальнейшими карьерными перспективами.
«С моей точки зрения, Собянин — это политик номер два в стране», — сказал мне, например, недавно один из видных членов ближнего путинского круга. Не хочу заниматься спекуляциями на тему, на что именно намекал мой собеседник. Но в долгосрочной перспективе я не удивлюсь, если когда-нибудь мы услышим о «премьере Собянине» или даже «президенте Собянине».
Но статус «политика номер два в стране» требует не только благосклонности нынешнего президента. Другое необходимое условие — поддержка в элите и в обществе. Дмитрий Анатольевич Медведев, например, некоторое время числился не только «политиком номер два», но и «политиком номер один». Однако в этом всегда ощущался элемент фарсовости или даже игрушечности. И происходило это не только потому, что Путину Медведев был нужен лишь как символ, а не как реальный носитель верховной власти. Несмотря на свои многочисленные попытки, Дмитрий Анатольевич так и не смог «попасть в такт» с обществом.
Сергей Собянин как потенциальный президентский местоблюститель Путину не нужен в принципе. ВВП на совершенно законных основаниях может, как известно, править до 2024 года. А раз так, то получается: Владимиру Владимировичу Собянин нужен как реальный политический тяжеловес, а не как иллюзия политического тяжеловеса.
Ясно, что для наращивания своих политических мускулов Собянину нужно с триумфом выиграть столичные мэрские выборы. Но о каком «триумфе» может идти речь, если «побитыми соперниками» будут несколько политических «мистеров никто»? Все лишь посмеются. Именно поэтому, с моей точки зрения, Алексея Навального извлекли из-под стражи в Кирове и вернули в гущу московской политики.
В этой комбинации, с точки зрения ее кремлевских авторов, несомненно, наличествует немалая доля изящества. Навального никто не назовет «мистером никто». Он определенно самая яркая звезда на нынешнем тусклом небосклоне российской оппозиции. Честная выборная победа над таким деятелем — это безусловный знак качества для любого политика из партии власти.
Но в подобных политических многоходовках всегда наличествует некая доля риска: а вдруг ситуация вырвется из-под контроля? Вдруг «пешки» оживут и начнут доставлять «хозяевам шахматной доски» реальные, а не мнимые неудобства? Не получится ли так, что, пытаясь раскрутить Собянина, Кремль вместо этого невольно раскрутит Навального?
Иными словами, перед политической командой Путина сейчас стоит предельно деликатная и поэтому непривычная для нее задача — сохранения тонкого политического баланса. Слишком слабый Навальный — плохо. Слишком сильный Навальный — еще хуже.
Как решать эту задачу в принципе — понятно. У Навального есть множество недостатков. Оппозиционный гуру — политик экстремистского и вождистского типа. У него нет ни намека на программу позитивных действий, ни поддержки в элите. Он не умеет сплачивать вокруг себя ярких и самостоятельных людей. «Партия Навального» — это не столько политическое движение, сколько пародия на тоталитарную секту. Или ты на 100% веришь в мудрость вождя и мессии, и тогда ты честный и порядочный человек. Или ты «неверный», исчадие политического ада и прислужник «кровавого режима».
Лидер с подобной политической философией может навербовать в современной России очень даже приличное количество сторонников. Но его шансы на приближение к реальной власти достаточно сомнительны. У российской элиты — и, надеюсь, у общества тоже — очень неплохо развит инстинкт самосохранения. Прорыв Навального вперед противоречит интересам слишком многих людей, далеко не все из которых заседают в структурах власти.
Но у Алексея Навального есть и безусловные сильные стороны. Одна из них — умение блестяще владеть языком. Кандидат от власти, напротив, позиционирует себя как политик, который умеет делать, но не любит говорить. Прямые дебаты Собянин — Навальный могут оказаться игрой в одни ворота. Собянин как бы приподнимет Навального до своего уровня, превратит его из пусть сильного, но маргинала в реального деятеля федерального уровня.
Конечно, отказ от дебатов тоже несет некоторые риски. Навальный будет повторять на каждом углу: власть нас боится. Она не может нас победить в открытом споре и поэтому отказывается в этот спор вступать.
Но мне кажется, что для Собянина отказ от дебатов несет в себе все же меньшие риски. Мой прогноз таков: Навальному скажут, что он еще не набрал достаточного политического веса, чтобы дебатировать с «большими мальчиками». Дискутируйте, мол, лучше с кандидатом от ЛДПР и прочими заведомыми аутсайдерами. А наш с вами спор решится по итогам выборов.
Впрочем, поживем — увидим. Про московскую мэрскую гонку-2013 можно сказать все что угодно — но только не то, что она оказалась бедной на сюрпризы.