Думать на несколько ходов вперед — это привилегия шахматистов, а не мусорщиков. И московские чиновники еще раз доказали, что они не гроссмейстеры. В жизнь была воплощена благая идея: в столичных парках установили контейнеры для раздельного сбора мусора. До благой идеи № 2 — продумать механизм вывоза этого мусора — дело так и не дошло.
Не первый месяц «МК» наблюдает, как часть национального парка «Лосиный Остров» на границе Северо-Восточного и Восточного округов превращается в большую свалку. Еще весной примерно через каждые 200 метров здесь расставили разноцветные контейнеры с надписями «Бумага», «Стекло», «Пластик» и «Металл». И если раньше лесные дорожки, где никаких контейнеров не было, содержались в относительной чистоте, то сейчас вокруг каждой мусорной площадки скопились горы отходов. Народ и поначалу не особо обращал внимание на надписи «Стекло», «Пластик» и пр., кидая в бачки все без разбору, а уж когда контейнеры переполнились, по доброй русской традиции люди принялись оставлять мусорные кучи рядом с ними. Сейчас от одной такой кучи до другой расстояния совсем небольшие, и с каждым днем они сокращаются. Поэтому вдоль тропинок национального парка теперь гуляешь, как по мусорному полигону.
Конечно, можно много говорить об отсутствии бытовой культуры у москвичей и гостей столицы. Но нельзя не сказать о безобразной работе служб, которые должны вывозить мусор.
Впрочем, как это возможно сделать в лесу, с его узкими дорожками, позволяющими проехать лишь велосипедам и максимум скутерам, но никак не мусороуборочным машинам, совершенно непонятно. И непонятным это было уже на этапе утверждения проекта постановки таких контейнеров в сложных полевых условиях. О чем думали чиновники в тот момент — загадка.
Мы обратились к ним за комментариями. Сначала в Департамент природопользования столицы, который теоретически должен отвечать за благоустройство парка «Лосиный Остров». Оказалось — опоздали. 15 июля функции по уборке мусора, в том числе и с природных территорий, переданы от департамента префектурам. И хотя кучи были задолго до 15 июля, фактически природное ведомство за них ответственности теперь не несет. «Совершенствовать уборку» не спешат и префектуры. Как сообщили «МК» информированные источники в мэрии, сейчас администрации округов лихорадочно проводят конкурсы на выбор подрядчиков для такого ответственного дела. Ведь нужно найти не абы какие фирмы, а такие, которые согласятся вывозить стекло отдельно, пластик отдельно и пр. По всей видимости, поиски затянулись. Однако в префектуре Восточного округа нам так ничего и не сообщили — там просто не сняли трубку.
История может повториться в парке «Кузьминки-Люблино». Там тоже начался аналогичный эксперимент. Установлено два вида мусорных контейнеров: 51 модуль по 2 отсека и 100 точек с урнами по 4 отсека. Они рассчитаны на сбор четырех видов отходов: бумага, пластиковая тара, стекло и металл.
Первая неделя показала, что эксперимент, в общем, проходит успешно. Люди, хоть и не всегда, но выкидывают мусор в отведенную для этого ячейку. За неделю удалось собрать 229 кг бумаги, 197 кг пластика, 350 кг стеклотары и 95 кг алюминиевых банок. Но, увы, одной установки контейнеров недостаточно. Как ни странно, даже вроде бы отсортированный мусор потом приходится перебирать.
Сначала местные коммунальщики раскладывают отходы из баков по пластиковым пакетам. Естественно, стекло отправляется к стеклу, даже если бутылку выбросили в отсек для металла. Потом все пакеты централизованно складываются на площадках для вывоза. Там их забирает мусоровоз и отвозит на сортировочную станцию. В последнем месте отходы еще раз перебираются, а потом сырье отправляется под пресс. Из бумаги и алюминия делают небольшие брикеты. Только полученные кубики уже отправляются на заводы по переработке.
Пока длится эксперимент, вывозят отходы из парка «Кузьминки-Люблино» на сортировочную станцию бесплатно (удалось договориться с компанией, владеющей мусоровозами). Но ясно, что система будет работать, лишь если сохранится жесткий контроль на всех этапах. Рассчитывать только на совесть горожан нельзя. Скоро вывоз сортированного мусора станет платным и расходы у администрации парка увеличатся. Ведь заработать на сдаче вторсырья не получается. Пока все бумажки и алюминиевые банки фактически дарятся тем, кто их увозит. Возможно, все эти вопросы удастся решить, однако опыт свидетельствует против такого предположения.
Олег АДАМОВИЧ, Екатерина ПИЧУГИНА