Если спросить самих байкеров — ну, тех, кто уже вырос, но с мотоциклом не расстается, — вопрос о шуме вызывает постоянные споры и в самом мотосообществе. Просто эти дискуссии более доброжелательны (доминирует установка «все мы мотобратья, кто по юности не хулиганил») и не выплескиваются в СМИ и «общегражданские» соцсети. Тем не менее и среди байкеров хватает людей, которые считают «громкие» выпускные системы и полный газ по ночам в городе не просто невежливостью, но и провокацией, которая запросто может «подставить» всех мотоциклистов без разбора.
— Молодняк с «прямотоками» (прямоточные выпускные системы, которые практически не глушат звук выхлопа. — «МК») имеет потребность повыпендриваться, все такими были когда-то, — размышляет 42-летний Сергей П., банковский работник и байкер с двадцатипятилетним стажем. — Проблема в том, что государство реагирует «по площадям», так ему проще. То есть, например, закрыли Смотровую, закрыли Патриаршие, сейчас идут разговоры о включении мотоциклов в платную парковку.
По словам Сергея, у «громкого» выхлопа есть одно реальное достоинство: звук мотоцикла с «прямотоком» слышен всем участникам дорожного движения издалека. И, значит, шумный байк заметнее на дороге, его не «подрежет» зазевавшийся автомобилист, да и пешеход вовремя услышит и передумает выходить на «зебру». Это очень кстати: резкое торможение для мотоциклиста — смертельно опасный маневр, и уступить дорогу пешеходу байкер, если он едет на полной скорости, просто не способен.
— Чем ярче и громче мотоцикл, тем безопаснее, — говорит байкер. — Поэтому мотосообщество в целом не может, наверное, сказать: да, мы все против «прямотоков» и шума. Но при этом люди должны понимать, где можно откручивать газ до упора, а где лучше ехать потише. Для этого люди просто должны быть взрослыми — а вот с этим проблема, причем с обеих сторон.
Несколько поколений назад — когда мотоцикл был скорее утилитарным недорогим средством передвижения, чем признаком красивой и свободной жизни, — проблемы «мотошума» просто не существовало, вспоминает 84-летний Олег Никонов, получивший мотоциклетные права в 1958 году. «Отношение к технике было, конечно, совершенно другим, — рассказывает он. — Все штатные устройства, в том числе глушитель, должны были работать как положено. За этим не только следила милиция, но и мы сами: такой громкий выхлоп, чтобы пугать людей по ночам, был только у совсем уж колхозников, которые свою невесть какую машину просто не обслуживали. У нас шиком, как раз наоборот, считалось иметь очень тихий выхлоп — не громче, чем у легкового авто. Причем не скажу, что мы не были хулиганами, — очень даже были во многих отношениях. Но к технике наше хулиганство не относилось».
С тех пор изменилось, собственно, ровно одно: техника (прежде всего автомобили) стала фактически общедоступной. Поэтому если полвека назад выделяться из «толпы» можно было самим по себе наличием моторизованного транспорта, то сейчас для этой цели амбициозным молодым людям приходится придумывать нештатные средства. Что не может не вести к эскалации затяжного конфликта с местным населением, которому мототехника стала мешать.
Аналогичная штука и с автомобилями класса «дискотэка на колесах»: когда такое транспортно-музыкальное средство останавливается даже на светофоре, это впечатляет всю улицу, а уж если запаркуется и устраивает звуковую атаку во дворе… Зачем так делать? Ведь внутри при таком уровне звукового давления не просто некомфортно, а просто-таки пыточная камера. А вот, похоже, затем, чтобы рядовой обыватель знал, кто перед ним. «Лох должен трепетать». Пешеход или кто там — знать свое место, когда рядом «король дороги».
Вся эта незатейливая машинерия уже была — в Америке, полвека назад. «Ангелы ада», неистовые хот-роддеры — они дразнили обывателей и «простую» автопублику ровно потому, что автомобилем в штатной комплектации выпендриться не получалось: у всех есть, эка невидаль. Сейчас в России к этому фактору добавились еще два других, не менее важных: урбанистически-экологическая повестка, дискриминирующая автолюбителей (а наиболее горячие из них в ответ — н-нате вам музычку и рев моторов по ночам!) и новая классовость, имущественное расслоение. Ведь и подготовленные «звуковые машины», и мотоциклы — нынче не средство передвижения, а роскошь. Так что ненависть эти ребята вызывают сразу тройную.
Пока что новых «репрессий» в ответ нет: ГИБДД 22 июля еще раз предупредила о недопустимости нарушения закона о тишине при помощи транспортных средств. Громко реветь моторами и слушать музыку на авто и мотоциклах нельзя с 22.00 до 08.00 (это нормы федерального законодательства, в Москве они мягче — с 23.00 до 07.00). Штрафы составляют до 4000 рублей. Но будут ли «шумельщиков» ловить с должной неотвратимостью? Да вряд ли… И получается, спираль конфликта беспрепятственно крутится дальше. Что впереди — горящие покрышки?