У отправляющихся на каникулы чиновников и депутатов будет пища для раздумий. Специально к отпускному сезону Минфин приурочил публикацию доклада об основных направлениях повышения эффективности расходов бюджета, чтобы участники дискуссии могли лучше подготовиться к осеннему мозговому штурму. Хотя в ведомстве признают, что государство слишком много тратит на армию и безопасность — 4% ВВП против 1–2% в развитых странах, — никаких конкретных предложений, как снизить эту нагрузку, в докладе не содержится. Зато там подробно расписано, почему надо сокращать расходы на соцподдержку, образование, здравоохранение и культуру и за счет чего это можно сделать.
Первый (но далеко не единственный!) источник — это, естественно, пенсионеры. Их уже слишком много, а будет еще больше: к 2030 году, по прогнозам Минфина, доля пожилого населения вырастет с 24 до 28%. При этом демографическая ситуация в стране такова, что не понятно, за чей счет все они будут пить и есть. Уже сейчас коэффициент пенсионной нагрузки в России один из самых низких в мире: на 100 стариков приходится 121 работающий (в развитых странах 170). А через 15 лет их численность сравняется. Кардинальных решений (хотя они в принципе понятны — это увеличение пенсионного возраста и повышение страховых взносов) в докладе Минфина нет, однако ведомство продолжает настаивать на отказе от действующего порядка автоматической индексации пенсий на размер инфляции. Причем сделать это, по мнению чиновников, нужно не только в 2016 году, а раз и навсегда. В противном случае правительству придется постоянно урезать ассигнования, предназначенные на развитие, — в следующем году помимо уже предусмотренных 10% дополнительно придется сократить 8% бюджетных расходов, в 2017 году — 14%, в 2018-м — 20%.
Пусть лучше пенсионеры недополучат по 1,5 тыс. рублей, нежели министерства недосчитаются миллиардов! — решили в Минфине, но, к сожалению, не предложили никакой альтернативы. Государство больше вообще не собирается индексировать пенсии? Или будет делать это при каких-то особых условиях? Например, при повышении доходов Пенсионного фонда? Вопросы, волнующие подавляющее большинство избирателей, к сожалению, остались без ответа.
Следующая жертва — получатели соцвыплат. «Принципу социальной справедливости лучше всего соответствует принцип нуждаемости», — записали чиновники в докладе и решили эту «нуждаемость» посчитать. Задачка, по всей видимости, формулировалась так: если прожиточный минимум — это нищета, то сколько нужно человеку на безбедное существование без помощи государства? Постановили, что 2,5 прожиточного минимума. В среднем по России это сейчас 20,5 тыс. рублей в месяц, в Москве — 34,7 тыс. руб. По мнению Минфина, обладатели подобных заработков начиная с 2016 года не должны получать пособия по уходу за ребенком, пособия по инвалидности и выплаты, положенные гражданам, подвергшимся воздействию радиации (на другие льготы чиновники пока не покушаются). Подобно пенсиям социальные пособия не должны расти вместе с инфляцией. Также в докладе содержится таинственная фраза о том, что, если гражданин получает от государства несколько выплат по разным основаниям, то их целесообразней заменить одной. Вопрос, какой и будет ли она суммировать все предыдущие, естественно, остался без ответа.
Не менее интересная, хотя и вполне предсказуемая оптимизация ждет бюджетную сферу. Обжегшись на собственных прогнозах, которые, как выяснилось, в разгар кризиса не имеют ничего общего с реальностью, чиновники дуют на воду и предлагают впредь рассчитывать оклады бюджетников, исходя из фактически сложившегося среднего уровня оплаты труда в экономике. При этом планируется установить целевой ориентир (допустим, 25 тыс. руб.) и возможные уровни отклонения от него (например, плюс 5 тыс. руб. для классных руководителей, плюс 10 тыс. руб. для врачей общей практики и т.д.). Школам, больницам и учреждениям культуры предписывается повысить эффективность использования имеющегося у них имущества (укрупняться, сливаться, размещать под одной крышей разные форматы), а излишки недвижимости продавать. Вместо того чтобы на переменах готовиться к уроку, заполнять журнал или просто отдыхать, учителя, по мнению Минфина, могли бы «по графику обслуживать несколько школ, расположенных в пределах одного или смежных муниципальных образований». Помните арию «Фигаро — тут, Фигаро — там»? Похоже, в новых экономических реалиях она обретает новый смысл.
Что касается медицины, то реперные точки пока прежние. Это сокращение госпитализации вообще и сроков пребывания в стационаре в частности. Из неафишируемых пока нюансов стоит выделить порядок оказания санаторно-курортных услуг: Минфин предлагает разделить их на лечение, оказываемое в рамках полиса ОМС, и оздоровление и отдых — за счет средств граждан. В переводе с чиновничьего языка на русский это означает отказ от системы бесплатных путевок, которых как манны небесной ждут пенсионеры. Проживание, питание и пользование бассейном старикам придется оплачивать из собственных, не проиндексированных государством пенсий.
Справедливости ради: на госслужащих тоже хотят сэкономить. Но масштаб жертвоприношения, право слово, довольно смешной. В докладе речь идет лишь о сокращении ежегодного оплачиваемого отпуска до 30 календарных дней и «оптимизации системы гарантий» (без дополнительных пояснений, чего конкретно лишатся чиновники). При этом черным по белому написано, что для компенсации потерь оплата труда будет увеличена более чем в два раза! И вот в этом нет совсем уже никакой логики: почему индексация пенсий на жалкие 11,9% нанесет непоправимый ущерб экономике, закрутит инфляционную спираль и заставит власти опять корректировать курс рубля (именно так написано в докладе), а двойное повышение зарплат чиновникам, которые и так получают существенно больше прожиточного минимума, ни к каким катастрофическим последствиям не приведет?
Но птица-тройка все скачет и скачет в одном направлении... И не дает ответа.