В России, несмотря на сложную логистическую цепочку — большинство месторождений находятся далеко от перегонных заводов и рынков сбыта, — наибольшая доля стоимости горючего (60–65%) состоит из налогов и сборов, которыми правительство обкладывает нефтяные холдинги. Доходы бюджета зависят от экспорта энергоресурсов, поэтому государство старается отжать это направление по максимуму.
В бюджеты разного масштаба добытчики «черного золота» платят несколько видов налогов — на добычу природных ископаемых (НДПИ), экспортные пошлины (на сырую нефть и на светлые и темные нефтепродукты), налоги на имущество, налог на прибыль.
Государство почти ежегодно меняет свою налоговую политику в отношении добывающих компаний, увеличивая нагрузку сначала в одной, потом в другой части. Производители тоже не сидят на месте. Они распределяют свои налоговые отчисления так, чтобы максимально повысить чистую прибыль.
В этом году чиновники готовят очередной сюрприз — они предлагают провести «большой налоговый маневр», суть которого заключается в следующем. С одной стороны, государство вдвое сокращает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, с другой — увеличивает размер НДПИ.
Логика этой инициативы заключается вот в чем. Поскольку экспорт энергоресурсов станет дешевле, компании увеличат свои поставки за границу. В свою очередь, бюджет компенсирует выпадающие доходы за счет роста сборов за добычу. Более того, в 2016 году казна должна дополнительно получить 87 млрд рублей, а собственно нефтяная отрасль сможет повысить свою прибыль на 260 млрд рублей.
О рядовых автолюбителях чиновники также не забыли. Ограничить рост цен на розничном рынке они собираются за счет снижения акцизов на нефтепродукты. Государственные мужи полагают, что в результате бензин будет дорожать не более чем на 1,5 рубля в год.
На деле ситуация с ценами для конечных потребителей горючего несколько иная. Если нефтяные компании действительно извлекают из налоговых изменений выгоду и увеличивают свою прибыль, то для населения фискальные маневры выливаются в ощутимый удар по карману. По данным Росстата, за семь месяцев этого года цены на топливо в России выросли почти на 7%. Если в январе литр АИ-95 можно было купить за 32,4 рубля, то сейчас его стоимость не ниже 33,92 рубля. Причем это по официальным данным. В реальности на АЗС за литр 95-го требуют уже почти 35 рублей. Скажете, инфляция? Не совсем верно.
Разумеется, общий рост цен на товары и услуги играет немалую роль в динамике тарифов на топливо. Сказывается и падение курса рубля.
Только гораздо большим стимулом для повышения прейскуранта на заправках является то, что налоговую политику в отношении нефтяников государство уже начало проводить, а аналогичное решение в отношении для розничного рынка отложило до 2017 года. Нефтяники качают больше сырья за рубеж, а на внутреннем рынке возникает дефицит. Следовательно, цены растут. К этому стоит прибавить повышенный спрос на топливо во время посевной и сбора урожая. Такими темпами к концу года бензин может вырасти в цене на 16–17%. А чиновники прогнозировали, что рост не превысит инфляции в 5%.
Россия — страна нефти и газа. Но предпочитает давать заработать нефтяным магнатам, а не субсидирует население. А вот в Венесуэле все не так. Цены на бензин в этой стране не меняются уже 17 лет. Литр горючего стоит там 9 сентимов, а заправка 50-литрового бака — 4,5 боливара. Американский доллар стоит 6,3 боливара. Другими словами, полный бак бензина в Венесуэле обходится водителю всего в 75 центов, или примерно 25 рублей.