После «актов экзорцизма» Россия рискует остаться в культурной изоляции.
Как ни печально, засверкали сабли и полетели головы в стране уже и на поле искусства. Несмотря на все попытки организаторов фестиваля Park Live, проходящего в выходные на ВВЦ, оградиться от нападок «православных активистов» на одного из хедлайнеров опен-эйра Мэрилина Мэнсона, его концерт был сорван в самый последний момент. За 15 минут до выступления музыканта аноним позвонил по 02 и сообщил, что главная сцена фестиваля заминирована. Хотя полиция провела кинологическую проверку и не обнаружила там взрывных устройств, организаторам не позволили продолжить праздник. Вопросы о законности подобного решения так и повисли в воздухе, что тоже становится обыденностью в жизни страны.
Если музыкальный «сатанист» и искушает кого-то своими эксцентричными песнями и неординарным поведением на сцене, то могут возникнуть подозрения, что первыми в группу риска попадают именно «православные активисты», которые уже много лет слишком неровно дышат к зарубежной звезде. Они пытались добиться отмены его самого первого концерта в России много лет назад. Но если тогда эти попытки лишь навевали ассоциации со знаменитой басней «Слон и моська», то сейчас абсурд, увы, превратился в реальность, и желания агрессивно настроенных граждан материализовались в железную волю диктата.
Началось все еще в Новосибирске, где 11 июня «верующие» собрали аж 400 человек на митинг против выступления Мэнсона в их городе, мотивируя это тем, что в текстах песен «богохульника» смешались «непристойности, пропаганда наркотиков, сексуальных извращений и оскорбления христианской веры». В результате концерт, который должен был пройти там 29 июня в День города, по решению властей был отменен «из соображений безопасности». Известно, какой пример всегда заразителен: вдохновившись успехом новосибирских «братьев и сестер», на амбразуру бросились и столичные «миссионеры». В роли главного меченосца-карателя выступил лидер православного общественного движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов по прозвищу Энтео. С просьбой отменить концерт «демонического» исполнителя как мероприятие, попадающее под закон об оскорблении чувств верующих, он обратился к мэру Москвы Сергею Собянину. В ответ на это Сергей Мельников, генеральный директор концертного агентства, организующего выступление Мэнсона, лишь поблагодарил Энтео с его подопечными за дополнительный пиар грядущего концерта и, судя по всему, подлил масла в огонь. Забрало упало.
Накануне фестиваля «дружинники» Цорионова вместе с самим «командиром полка» закидали музыкантов яйцами, когда те выходили из своего отеля. Самому певцу удалось избежать атаки, а Энтео, радостно сообщив о проведенном пикете в своем микроблоге, сказал, что оставит артиста в покое, не собирается мешать его выступлению и всего лишь хотел «пригласить» музыканта перед концертом на «религиозный диспут» по теме «Что нужно сделать с Мэнсоном и его предстоящим концертом с точки зрения закона бога».
В начале первого фестивального дня, кажется, все и забыли о неприятных событиях последних двух недель. На главной сцене отыграли бодрые сеты украинская англоязычная группа The Hardkiss во главе с фиолетововолосой солисткой Юлией Саниной с голосом сирены и одна из самых известных в мире христианских рок-групп из Америки Skillet. К слову, лидер последней Джон Купер, несмотря на направленность творчества своей команды, радовался как ребенок, что выступает на одной сцене и в один день с Мэрилином Мэнсоном. Да и Мэнсон не так давно говорил в интервью одному из зарубежных журналов, что толерантно относится к религиозным людям, никогда не оскорблял их, сам ходил в детстве в христианскую школу и подкован в дискуссиях на религиозную тему. В общем, музыканты, которые должны были открывать фестиваль, поддерживали друг друга, были настроены открыто и дружелюбно. Публика была счастлива, девушки и юноши, одетые в стилистике Мэрилина, аплодировали Skillet и The Hardkiss, ожидая, конечно, выхода на сцену своего кумира. Ничто не предвещало беды, пока не настал поздний вечер.
Вместо «великого и ужасного» в заявленное в программе время на площадку вышел Сергей Мельников. Он попросил у зрителей прощения за заминку и попросил их отойти на 50 метров от сцены, чтобы проверить ее. «Давайте поможем друг другу сделать так, чтобы праздник продолжился, — сказал директор фестиваля, — сейчас здесь пробежит собачка, и через 10–15 минут мы продолжим концерт!» Многие фанаты Мэнсона оказались ребятами с характером и долго не хотели отходить от сцены, но все-таки согласились помочь организаторам. Увы, ситуацию не спасли ни собачка, ни 10–15 минут. Примерно через полчаса Мельников снова появился на сцене и сообщил, что концерта не будет. «Мы все с вами понимаем, кто это сделал, — сказал Сергей, — нам испортили праздник. Единственное, что я могу предложить вам, это прийти завтра и послезавтра на другие фестивальные дни, в которые все выступления обязательно состоятся».
Кажется, поклонники Мэнсона и не сразу поняли, что происходит, продолжая стоять как вкопанные, глядя на пустую площадку под светом софитов. Все на ней уже было приготовлено для выступления главного гостя, так что никто не мог поверить, что шоу не будет. Когда организаторы немного пришли в себя, они дали «МК» развернутый комментарий о произошедшем, описав всю картину событий:
«В 21.46 на пульт в дежурную часть по телефону 02 поступил звонок о заминировании главной сцены фестиваля. Сотрудники полиции обязали нас остановить мероприятие для кинологической проверки. Нам было обещано, что через 10–15 минут мы сможем продолжить фестиваль, однако начальник полиции округа принял решение о завершении концертной программы дня. Мы сделали все что могли. Несмотря на все наши уговоры и доводы продолжить фестивальный день, полиция ответила категорическим отказом». При этом причина отказа названа не была. Сам Мэнсон никак не прокомментировал сложившуюся ситуацию. Когда поклонники разбрелись, полицейские смогли проверить уже всю территорию фестиваля. «Никакой бомбы не было — это провокация», — пояснили организаторы.
Вопрос, куда идет страна такими темпами, когда ограничивается свобода творчества, а зарубежные артисты мнятся чуть ли не «идеологическими врагами», мягко говоря, остается открытым. Теперь Мэрилин Мэнсон попал под раздачу как самый скандальный заморский музыкант. Но в какой бы эстетике ни работали западные или российские артисты, сознание разрушают не эксцентричные шоу, смотреть или не смотреть которые личное дело каждого, а попытки скрутить людей т.н. морально-духовными скрепами, словно колючей проволокой. Кажется, что у некоторых тоска по историческому прошлому превращается в попытку воспроизведения не лучших его сторон в настоящем: картины из дремучих веков начинают проявляться, как изображение на фотобумаге. Но вместо того, чтобы ужаснуться этим снимкам, власти, которые по идее и по закону должны бы защищать общество от подобного духовно-нравственного экстремизма, в каждом конфликтном случае подозрительным образом оказываются на стороне тех, кто возрождает атмосферу тоталитарного мракобесия.
Продолжение темы читайте здесь.