Холодное лето российского баскета

Юлия Аникеева: «Первый вопрос — официальное назначение главного тренера сборной»

Наш разговор с исполняющей обязанности президента Российской федерации баскетбола (РФБ) Юлией Аникеевой состоялся через день после старта подготовки мужской национальной сборной к чемпионату Европы в Словении. Это событие едва не было сорвано: за несколько дней до этого случился громкий уход из сборной главного тренера Фотиса Кацикариса, который в итоге не провел с россиянами ни одного (!) матча. Команду возглавил Василий Карасев, тренер-победитель Универсиады в Казани. Что дальше — в откровенном интервью с Аникеевой.

Юлия Аникеева: «Первый вопрос — официальное назначение главного тренера сборной»

— Чуть меньше месяца вы у руля РФБ. Какие еще шаги пришлось вам и команде делать в экстренном порядке?

— Основной вопрос, конечно, это подготовка к сентябрьскому Евробаскету. Форс-мажорных вещей набралось столько, что приходится принимать срочные решения. К сожалению, мы столкнулись с тем, что начало практически было сорвано. Не были решены вопросы по страховкам игроков, они просто не могли приступить к тренировочному процессу в цветах сборной страны. Это было необходимо по требованию клубов, которые игроки представляют. Но это можно было решить давным-давно, в спокойном режиме! За месяц до начала сборов хотя бы. Не говоря уже о заказе гостиницы, решении транспортной проблемы. Сначала озадачили администратора команды, теперь новый и.о. генерального менеджера Федор Воропаев в атмосфере цейтнота решает эти вопросы. А так, конечно, все делается в рабочем порядке. Люди на местах, и все они работают.

— В процентном отношении сколько людей покинуло РФБ после ухода Александра Красненкова?

— Из всего коллектива ушло 3 человека. В том числе главный бухгалтер и прежний генменеджер.

— Какие пункты выделите из своей предвыборной программы? Что первое сделаете в кресле президента РФБ?

— Первый вопрос очевиден. Необходимо принять официальное решение по главному тренеру мужской сборной. Это — вопрос номер один на первом заседании нового исполкома РФБ. А главный вопрос — консолидация всех сил, всех тех, кто действительно заинтересован в развитии российского баскетбола.

— Еще один актуальный вопрос. Не пришло ли время вывести женскую Премьер-лигу из-под крыла РФБ и поставить на самостоятельные рельсы? Или еще рано: яма налицо?

— Предпочитаю вернуться к этому вопросу после отчетно-выборной конференции. Вопрос действительно непростой и требует детального рассмотрения. При этом я отлично понимаю это желание клубов, у которых перед глазами есть такой интересный и привлекательный со всех точек зрения проект, как Единая лига ВТБ.

— Как, на ваш взгляд, должны регулироваться финансовые отношения между РФБ и профессиональными лигами? В прошлом сезоне взнос за участие в женском чемпионате страны, проводимом РФБ, составлял 50 миллионов рублей плюс порядка 35 миллионов уходило на лицензирование.

— Здесь я могу повторить свою позицию относительно передачи прав мужского чемпионата России Лиге ВТБ. Я в принципе не понимаю, кто определил вот эти цифры, эту стоимость передачи прав. Я не понимаю, кто их рассчитывал, почему именно такая сумма и какое может быть этому обоснование. Цифры, которые до этого называл прежний президент РФБ, откровенно брались «с потолка». На примере мужского баскетбола скажу, что, безусловно, чемпионат России — это важный турнир для наших команд, но тем не менее, чтобы сейчас наладить взаимодействие между РФБ и Единой лигой ВТБ, ничего платить не нужно.

— И может так получиться, что РФБ не будет проводить ни мужской, ни женский чемпионаты России?

— При любом развитии ситуации решение будет принято после выборов. Но мое собственное глубокое убеждение: если существуют профессиональные лиги, которые в состоянии проводить национальное первенство и в состоянии обеспечить его качественным менеджментом, спонсорами, телевизионными трансляциями, то в таком случае федерация вполне может сосредоточиться на других аспектах своей деятельности. На популяризации баскетбола в стране, работе со сборными, подготовке резерва, развитии детского и массового спорта. При этом, конечно, РФБ не должна терять контактов и рабочих отношений с профессиональными лигами, а должна находиться в режиме постоянного сотрудничества с ними.

— Еще немного о женском баскетболе. Олимпийское «золото» последний раз брали именно дамы — Барселона-1992…

— Да, это так. Физиологический потенциал у женщин большой: в нашей стране много высоких и очень талантливых девушек. Они готовы выполнять работу с нагрузками. Но в системе мы потеряли. В штабе сборной надо неустанно следить за тем, в каком состоянии пребывают кандидаты. А то приезжают и не могут справиться с нагрузками даже на начальном этапе. Более того, их трудно заставить поверить в себя, потому что в клубах они сидят на скамейке запасных. А времени на подготовку всегда мало. И я говорила на встрече с клубами, что, несмотря на цель создать шоу, зрелище на клубном уровне, не надо забывать об интересах сборной. Все говорят, что ради российского баскетбола все готовы разговаривать об ответственности перед национальной командой. Диалог с обеих сторон открыт.

— А теперь, если вы не против, перейдем к хорошо изученной вами теме студенческого баскетбола. У нас модель не как в США и такой стать вряд ли сможет. А возможна ли интеграция игры учащихся в структуру российских соревнований и, самое главное, клубов? На примере екатеринбургского клуба УГМК понятно, что это возможно. Дополнительные резервы берутся из студенток!

— Мы проводили глубокий анализ в этом направлении. У всех профессиональных клубов есть молодежные составы. Как правило, там есть очень талантливые игроки. Все они тоже студенты, но отличие в том, что у них есть контракт. В Ассоциации студенческого баскетбола есть пункт, по которому с контрактом в соревнованиях ты играть не можешь. Когда я работала в АСБ, мы рассматривали вариант трансформации клубного молодежного состава в полностью студенческий. Я вижу большие плюсы, но они сработают в момент, когда будет готова инфраструктура в вузах. Как в передовых в этом отношении странах построен процесс? Тренировка рано, потом все они учатся, а вечером снова тренировка или матч. Если высокие нагрузки, им строят индивидуальный график, но тем не менее они живут все в общежитиях университетов и зал для тренировок находится в шаговой доступности. Вот, например, у МГУ шикарный новый зал для баскетбола, общежитий много. Получается, можно интегрировать молодежную команду в студенческую среду. У родителей старшеклассников появляется стимул. И еще один плюс — клуб имеет возможность формировать огромную аудиторию болельщиков. В этом возрасте в этой среде формируются приоритеты, люди выбирают себе команду, за которую болеть. Пока же мы теряем 70 процентов кадров при переходе из юношеского в молодежный спорт. Главная причина — наступает время серьезно учиться. А профессиональный спорт несет серьезные риски, родители скажут детям: «Прекращай тренировки, учись, получай образование и хорошую профессию!» И будут правы. А если мы сможем совместить спорт с серьезным обучением, ситуация будет совсем другая. Но схема недалека от реализации, я это вижу и чувствую! Мы обсуждали этот вопрос с краснодарским «Локомотивом», ЦСКА. У «Локо», кстати, в этом сезоне уже два человека пришли в команду из молодежного состава. Это здорово.

— Насколько я понимаю, вы предлагаете внести изменения в регламент федерации касаемо выборов президента. Чтобы они проходили по итогам так называемого олимпийского года.

— Верно. Это логично — выбирать главу организации осенью, после поездки на Игры. Чтобы реализовать какие-то задачи, уходят годы. Новому руководителю нужны годы, чтобы он в полной мере нес ответственность за результаты, показанные на Играх, а это главные соревнования в нашем виде спорта. По такому принципу и ОКР работает, и международное олимпийское движение. Это будет приведено в соответствие с изменениями в Законе о спорте. Думаю, недоброжелателей не будет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру