— Александр, вот недавно «сдалась» наша легкая атлетика — говорят, будем рассматривать вопросы привлечения иностранцев в слабые виды. Вам как видится проблема легионеров? Из китаянки Лули сделать Лушу?
— Казахстан сейчас этим занимался, но, я думаю, нам легионеры не нужны. Это некрасиво. И не в нашем характере. Азербайджан сейчас тоже покупает. Знаете, заводить спортсменов, как скакунов дорогостоящих — по 10—20 миллионов стоит, арабский или нет, лишь бы бегал…
— Тренер-консультант сборной Казахстана по тяжелой атлетике Энвер Туркелери, двукратного олимпийского чемпиона Илью Ильина, говорит, что тоже больше не будет делать упор на легионеров: подняли уровень тяжелой атлетики до мировых высот, хватит, будем воспитывать своих. У нас есть кого воспитывать?
— Основная наша проблема всего вида одна: мало женщин занимается. И это проблемы подпитки сборной. На прошлом первенстве мира, до 17 лет, — россиянки завоевали три «золота», а в этом году — даже ни одного призера у нас не было. Правда, наши девочки завоевали лицензии на вторые Олимпийские игры. Девчонки у нас неплохие, но в этом возрасте мировая тяжелая атлетика очень подтянулась. Можно сказать, весь мир начал заниматься. По 41 участнику в семи весовых категориях! 128 стран — только у женщин. У ребят — 200. То есть какие-то острова даже поднимают тяжелую атлетику. Ребят в России больше занимается, у них приток хороший. А девочек — мы с самого малого возраста уже просматриваем. Подход простой — если нет явных лидеров сразу, их нужно вырастить. Знаете, те же тяжи — вопрос времени, никто и не мечтал, что у нас Каширина появится — появилась же. Страна богата талантами.
— А вы ведь — новая «метла» в сборной, утверждены главным тренером были лишь за несколько дней до чемпионата Европы, который проходил в апреле. С Европой справились, три «золота» на счету женщин, нынче предстоит испытание более серьезное.
— «Метла» в сборной, можно сказать, почти такая же старая и осталась, потому что Солтан Каракотов, который долгие годы руководил сборной, продолжает работать с нами. Мы с 95-го года работали вместе, он мой учитель, Каракотов был главным, а я юниорским тренером. Он во всем и много помогает, дает советы. А если не дает сам, мы их вытягиваем. Человек прошел четыре Олимпиады, это бесценный опыт! Универсиада, конечно, соревнование для нас крайне важное. Женская сборная России будет представлена максимальным числом спортсменок (семь): Марина Шаинова, Диана Ахметова (до 63 кг), Оксана Сливенко, Анастасия Романова (до 69 кг), Ольга Зубова, Надежда Евстюхина (до 75 кг), Татьяна Каширина (свыше 75 кг). У нас женская команда — очень молодая по возрасту. Самой старшей, Марине Шаиновой, — 27 лет, а младшим — Зубовой и Кашириной — по 20 лет. В категориях 63, 69, 75 и свыше 75 кг, конечно, будем надеяться на медали.
— Универсиада в Казани, потом — чемпионат мира, два важнейших старта. И там и там предстоит борьба, прежде всего с китаянками.
— Да, Китай — основной наш соперник. Бороться трудно. Вот с той же Татьяной Кашириной («серебро» Олимпийских игр) пытается кто-то до сих пор сказать: неправильные, мол, подходы были в Лондоне или что-то еще придумать…
— Как говорил Солтан Каракотов в Лондоне, все девушки на Олимпийских играх подняли все до последнего килограмма из того, на что были готовы — и завоевали три серебряных медали. Надежда Евстюхина не взяла начальный вес в рывке — и это был чисто человеческий фактор, от него страховки нет.
— Да та же Таня толкнула все что могла. Послушайте — не просто килограммы, ведь рекорд мира! Помню, комментатор сказал: на сколько же килограммов надо превышать мировой результат, чтобы обыграть китайцев? Все сделала, а опять — килограмм проиграла! Видимо, вот они, средства восстановления, — они же главную роль играют.
— А самый невыигрышный ответ, что пока китаянки просто сильнее, — не обсуждается?
— Я думал, что сильнее нашей Кашириной нет. А вот они нашли и привезли. Каждый сезон «ведут» всех наших атлетов и специально готовят под них соперников. Тяжелая весовая категория — самая престижная, как известно. И вот хоть на килограмм, но больше привезли. Получается, что из тактических соображений надо поменьше поднимать на официальных стартах, они привезут атлета на такой-то результат, а мы в нужную минуту и добавим.
— Но, как говорят тренеры, — должна быть практика поднятия веса именно на старте.
— Да, согласен, чтобы спортсмен прочувствовал вес. Но когда вышли уже на свой максимум, может, стоит немного его попридержать, если есть возможность — не высовываться. А потом бабахнуть. Тактику разную надо попробовать. Потому что когда выдаешь вес, его уже знают и готовятся именно под наши килограммы. А мы думаем: ах, никто нас не догонит, мы на тридцать кг сильнее второго места!
— Но против такой скамейки запасных, как у китайцев, трудно тактическую борьбу вести с парой — и это в лучшем случае — спортсменок.
— У китайцев около миллиона женщин занимается тяжелой атлетикой. Внутренний чемпионат проходит в течение месяца. И еще в 95-м году у них первая шестерка толкала 200 кг у тяжей, когда мы мечтали еще 160 толкнуть! 150 рвали и 200 толкали. Официально это не регистрировали, потому что внутренние старты.
— Получается, что на внутренних соревнованиях они показывают результаты выше рекордов мира?
— Мы интересуемся, собираем разные данные, особенно в маленьких местах удивительные результаты порой показывают. Как можно 125—130 толкать при весе 48 килограммов? Это девочки! Может быть, действительно — система отбора работает: когда у тебя за спиной сто человек, и ты можешь грузить их, сколько хочешь, а одна из ста все равно выживет, да станет самой сильной в мире.
— А они показывают результат и исчезают? Что у них со здоровьем-то?
— Я скажу, что неплохо выглядят спортсменки. Некоторые на чемпионате Китая выступают, потом нигде не показываются больше. Самое почетное соревнование у них — Кубок Азии. Вот его выигрывает спортсмен — и семья у него на государственном обеспечении.
— Правда, что давление в момент максимального напряжения у спортсменов может доходить до 300?
— У нас все ведь на задержке дыхания происходит, я при таком не присутствовал, чтобы под 300, но поднимается прилично, потому что несколько секунд практически не дышишь, артерии передавлены на груди, нагрузка колоссальная.
— Сейчас на сбор?
— На женской спортивной базе в Рузе, помимо лучшего в Европе спортивного зала, есть уже и новая гостиница с восстановительным центром. Государство все сделало. Будем отвечать результатами.